Информационное агентство
Home » Синема » [Московская премьера IX] Безразличие

[Московская премьера IX] Безразличие

04 Сен 2011

Фильм, который снимался двадцать лет назад и не был завершен, а в этом году смонтирован и доработан, почему-то у многих вызывает восторг. Впрочем, не у всех – за моей спиной сидел Абдрашитов, он почти час держался-крепился, потом все-таки ушел, когда до конца фильма оставалось всего-ничего. Положим, Абдрашитов – не эталон, а что касается меня – и подавно не претендую. Но мне этот с трудом натянутый на полнометражный формат опус смотреть было совсем невмоготу. То есть поначалу – занятно, все-таки Федор Бондарчу двадцатилетней давности настолько непохож на нынешнее мурло и чмо, что даже зная, кто играет главную роль, его узнаешь далеко не сразу.

Веселят первое время и байки про собак-космонавтов. Но дальше вся эта черно-белая претенциозно-эстетская пустышка утомляет и выматывает, ничего не предлагая взамен, потому что гибрид «Июльского дождя» Хуциева с «Ассой» Соловьева заведомо неплодовит.

От Хуциева здесь – вся внешняя форма, виды старой Москвы, которая в фильме начала 90-х собрана и реконструирована прямо-таки с археологической скрупулезностью, особенно что касается окрестностей станции метро «Сокольники». От Соловьева – сюжетно-композиционный строй, фрагментарность, использование анимационных вставок, фантастика, прониающая в быт, а также сюжетная интрига, волей-неволей к «Ассе» отсылающая.

Петя – автослесарь, самостоятельно собравший автомобиль, и заочно обучающийся в институте культуры на дирижера народного хора, случайно загремев в каталажку, на полчаса оказывается сокамерником ухажера девушки Жужи, которую встретил на танцах и полюбил. Жужа, получившая имя в честь возлюбленной венгерского поэта-революционера Петефи – девушка опытная, и постепенно отвечая на притязания Пети, от прежних привязанностей тоже отказываться не спешит, что и ведет к роковой развязке: перестрелке на поле и взрыву машины, после чего вылизанная черно-белая картинка превращается в цветную и обычную.

Конечно, в «Безразличии» заложена немалая доля иронии и по отношению к шестидесятникам, и к их киногероям, что проявляется и в интонациях картины, сугубо «перестроечной» с этой точки зрения, и в фантасмагорических поворотах сюжета вроде летающей над облаками машины-самоделки или постоянно возникающего автомобиля-радиопеленгатора, не говоря уже о космических собаках. И все-таки сегодня, двадцать лет спустя, кино воспринимается совсем не так, как его смотрели бы в начале 90-х.

Казалось бы, у картины судьба трудное – но это тот случай, когда, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Двадцать лет назад фильм такого рода вряд ли был бы понят и имел успех, даже если допустить, что его увидели – а по тогдашним реалиям это совсем не гарантировалось. Однако дорого яичко к христову дню – теперь, когда вместо разоблачения в ходу ностальгия, а монополия на открытый пафос у пропагандистских поделок (двадцать лет назад их не было вовсе, не стало – нечего было пропагандировать и некому), тогда как в т.н. «авторском» кино есть мода на иронию, такой иронично-ностальгический фильм, как «Безразличие», неизбежно востребован, на него есть спрос, он вызывает ответные чувства у значительной части далеко не самой бестолковой публики.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2011
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Продолжительность: 82 мин.
Режиссер: Олег Флянгольц
Сценарий: Михаил Спиридонов, Олег Флянгольц
Оператор: Олег Флянгольц, Анастасий Михайлов
В ролях: Федор Бондарчук, Александр Баширов, Ольга Шорина, Сергей Брагин

 

Метки: , , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>