Информационное агентство
Home » Скена » «Безумный день, или Женитьба Фигаро» [Театр п/р О.Табакова на сцене МХТ им. А.Чехова]

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» [Театр п/р О.Табакова на сцене МХТ им. А.Чехова]

17 Сен 2009

«Безумный вечер»

(про Рога – символ измены)

За вековую историю эту пьесу так затаскали, что даже название склеилось, слиплось и перестало быть, осталось только «Фигаро», причем в виде тоже затасканного мотивчика: «Фигаро-Фигаро-Фигаро…». Затем на ум приходит известный сюжет про графа-жену-слугу-беседки, а уже потом череда известных лиц – актеров, эти роли на сцене сыгравших… Сценическая история комедии Бомарше – это набор авторских режиссерских версий, в которых создатели, под влиянием времени, обстоятельств, а иногда и политической ситуации, с легкостью избавлялись от мешающих им сцен и монологов, превращая уставшего авантюриста, ищущего уюта, любви и покоя в семье, – в бунтаря и революционера.
Именно поэтому я искренне позавидовала молодежи, которая в этот вечер смотрела первого своего «Фигаро»!

Вчитайтесь в название «от Бомарше»: «Безумный день, или Женитьба Фигаро». У Константина Богомолова получилось именно так: день, действительно, – безумный, и действительно, про женитьбу. Любовь, преданность, испанские страсти, измены, рогатые мужья, а точнее Олени… Ох, уж эти олени! Комедия получилась зрелищной, яркой, но в тоже время юмор не опускается «ниже пояса» ни разу. Местами монологи совершенно лишены иронии, серьезны, как, например, материнский монолог Марселины (Ольга Барнет). Здесь вспомнился монолог Марселины из Серебренниковского «Фигаро. События одного дня», где Лия Ахеджакова гневно и на чем свет стоит ругает мужчин-сволочей.

Давно не получала такого эстетического удовольствия от увиденного на сцене. Такая красота! Переходящая в красотищу! Мраморные лестницы, бьющие фонтаны, живые розы, кованые решетки, посыпанные гравием дорожки, плавающие свечи и пруд во втором акте. Замок графа Альмавивы – шедевр (художник-постановщик Лариса Ломакина), а костюмы актеров (Александр Васильев) расшиты, струятся, сидят идеально, и юбки, где надо, с шуршанием дорогой тафты отлетают в стороны из беседок, в которых хочется поселиться, настолько они воздушны, стройны и уютны.

Как приятно посмотреть на спектакль, где не экономили на тканях, материале и реквизите. Граф переодевается, если не ошибаюсь, чаще, чем дамы, у которых по несколько «выходов» у каждой, и даже кордебалет (Ох, уж эти Олени!), о котором подробнее еще скажу ниже, преображается к свадьбе.

Погода тоже была на сцене, играла свою роль – с помощью света (художник по свету Дамир Исмагилов) и декораций: то лил дождь, то опускалась теплая ночь, то верилось, что все действующие лица изнывают от жары. Вообще у режиссера масса придумок, которые нельзя назвать мелочами! Они часть всей идеи, и, похоже, часть самого Константина, у которого без иронии на кончиках фраз и без улыбки вслед не обходится, что мне очень близко по восприятию.

Сцены любви подпитаны различными режиссерскими находками, как, например, потрясающе романтично Фигаро преподносит Сюзанне обручальное кольцо: переправляя его через пруд на маленькой шхуне, дуя на паруса. Или сцена, когда Фигаро снимает с невесты «символ девственной чистоты» – свадебный венок. А лепестки роз, так часто летящие в воздух! А музыка, тихая, не яркая, по большей части, но напрягающая и накаляющая страсти! Поэтично – самое подходящее слово! А танцевальные зарисовки! Ох, уж эти Олени!

Начало спектакля спокойно и красиво. Рассвет. Просыпающийся замок. В центре сцены, изображая проходную комнату будущих супругов Сюзанны и Фигаро, стоит большой Шкаф, трансформирующийся по ходу пьесы в клозет. А слева и справа – знаменитые беседки, без которых не обойтись во втором акте. Монолог Фигаро о полном приключений прошлом, и о размеренном настоящем, разбавлен иронией «угораздило же родиться в Испании с умом и талантом!» и пародией на легко узнаваемый голос Олега Табакова, с интонациями кота Матроскина. Ну, а по ходу разворачиваются нешуточные страсти! В пылу выяснения отношений герои переходят на пламенный испанский. Сергей Безруков (Фигаро), выясняя отношения, танцует страстный фламенко с невестой Ириной Пеговой (Сюзанной). Они оба очень органичны на сцене, как в радости и любви, так и в горе, и в ненависти.

Выход графа Альмавивы (Олег Табаков) зал, конечно же, встретил аплодисментами! Его граф занят больше вопросами соблазнения хорошенькой Сюзанны и верностью супруги, чем охотой и предстоящей поездкой в Лондон. Графиня (Марина Зудина) играет капризную, скучающую и глуповатую (на фоне камеристки) хозяйку, холодновато-ледяную и, даже в своем внимании к крестнику Керубино, не переходящую границ приличия, что, впрочем, не удивительно, если вспомнить, что мы в Испании, где за измену убивали, не моргнув глазом! На сцене же в этот вечер убили одного из оленей на охоте. Мастерски-красиво поджарили его на вертеле.

Кордебалет – трое оленей, понравился многим, и всеми, без исключения, был замечен. Эти трое заполняли паузы так мастерски, перевоплощаясь иногда в слуг, иногда в гусей, чаще в оленей, став еще одной режиссерской находкой.

В сцене Сюзанны с Базилем, где он наставляет девушку перед свадьбой, олени исполняют зарисовки из «учебника» по сексологии, а Сюзанна, отвечая «урок», должна назвать позы, которые они показывают: например, «летящий единорог». На фоне разыгрывающейся утренней сцены «граф застает у Сюзанны проказника Керубино» олени-слуги поласкают в пруду белье, еще метут двор, зажигают свечи в саду, поджаривают одного из «себя» на вертеле, предвещают появление графа лепестками роз, создают настроение томящегося в предвкушении ночи с молодой женой Фигаро зажигательным танцем. Даже любителям футбола есть, на что посмотреть, – мастерский гол Олега Табакова в ворота слуги-оленя вызвал овации в зале! А потому хочется назвать имена героев: Роман Андрейкин, Сергей Моргай, Алексей Дорошев.

Позолоченные Рога курсивом прошли сквозь весь спектакль: они на головах у Оленей, они на спинках стульев и кресел, они в жестах Фигаро и в речах ВСЕХ героев. Но если Рога – символ измены мужу, то измен в этой пьесе намного больше. Здесь и
- про измену дружбе (хоть он и слуга, но преданный и верный. Был. До момента, когда узнал про покушение на его честь и достоинство) Фигаро-Альмавива. Противостояние молодого еще Фигаро уже пожилому Графу, не смотря на преданность, не смотря на положение, не смотря на…
- про измену любимых (графа – графине, мнимой измены Сюзанны – и муках влюбленного Фигаро). Несколько монологов «воспевающих» коварство женщин и их непостоянство, но и наглядное предательство мужчин, и монолог Альмавивы, объясняющего своей собственной жене, почему он, хоть и любит, но готов увлечься другой. Монолог о слишком покладистых и верных женах.
- про измену долгу (история Марселины и доктора Бартоло), пусть и 30 лет назад;
- про измену родных (бросившие своего сына мать и отец);
- про измену: с юмором. Это ли не сложно?

…и потому я вполне допускаю и «камасутринские» вставки, и клозет – горшок, который выносит периодически Сюзанна, и венок девственной чистоты, надетый на оленьи рога, и понятные адресные жесты – все это слегка осовременено, специально приближенно к «зрителю сегодняшнему» – доступно объясняет и дополняет смысл. Для тех, кто не читал Бомарше, не видел ни одного «Фигаро» и открывает именно спектаклем для себя часть мировой литературы, а не наоборот, и таких зрителей в зале сейчас большинство. Даже в МХТ.

Сергею Безрукову удалось в этой роли многое: возможно, находясь под влиянием многочисленных его недоброжелателей, я опасалась, что разочаруюсь. Так было, например, с ролью Фигаро в исполнении Евгения Миронова, со спектакля которого я ушла, что мне, в принципе, не свойственно. Тогда, несмотря на бесподобную Лию Ахеджакову, в моих зрительских глазах это его не спасло. Миронов – был не Фигаро вовсе, а в прочтении Кирилла Серебренникова – Пьеро. Возвращаясь к Безрукову: нет! Чудесно! Иногда сбиваясь в потоке, Безрукову все же удалось выдержать напор, характер, так что, с удачей!

Ирина Пегова, которую не так давно я видела на этой же сцене в роли Кобылицы и Царицы в «Коньке-Горбунке», меня поражает каждый раз. Здесь она была и милой, и хорошенькой, и остроумной, и так краснела, так закипала от страсти! Еще с одной удавшейся ролью!

Один мой знакомый журналист назвал тот спектакль «театральный блокбастер с участием мега-звезд». Очень «в точку»! И кажется мне, что «бомба»-таки взорвалась! И еще раз поздравляю с удачей режиссера Константина Богомолова!

 


 

Продолжительность спектакля: 2часа 50 минут
Автор: Пьер де Бомарше
Режиссёр: Константин Богомолов
Роли исполняют: Сергей Безруков, Олег Табаков, Ирина Пегова, Александр Воробьев, Борис Плотников, Марина Зудина, Виталий Егоров и др. и др.

Премьера состоялась 14 мая 2009 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>