Информационное агентство
Home » Скена » Работа над мечтой: когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

Работа над мечтой: когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

27 Июн 2016

Виктор Рыжаков поставил пьесу Вырыпаева “DreamWorks” на сцене МХТ имени Чехова, и это очень красиво. Не так красиво, как платье на актрисе в рецензии известного критика, когда больше о премьере сказать нечего. Нет. Иначе.

Название отсылает нас сразу к известной кино студии, да и без намеков, как написано в программке, перед зрителями на сцене сплошной Голливуд. Будто в плохом примитивном переводе перед нами мелодрама средней руки, где герои говорят заученными штампами, и звучит закадровый смех. Но это взгляд поверхностный и первый, вы ведь знаете, что пришли на пьесу Ивана Вырыпаева? А его пьесы – особый жанр, их надо вскрывать не консервным ножом, а подходящим режиссером, таким, как Виктор Рыжаков, например, тандем сложившийся, и уже не первый прекрасный спектакль рождает. Когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

Эстеты могут ликовать, художники спектакля Алексей и Мария Трегубовы дают для этого прекрасный повод: их гигантские цветы распускаются с неземным изяществом, а машинерия МХТ, которой могут позавидовать лучшие театры мира, приведена в действие. Платформы уносят героев то вверх, то опускают вниз, регулируя отношения и диалоги с великосветской точностью голливудских особняков.

Этот спектакль про типичных киношных персонажей, из сотни известных фильмов. Будто вы смотрите микс, или усредненную версию дримсворкпикчерс. Друзья главного героя Дэвида традиционно встречаются с пятницы на субботу или с субботы на воскресенье в доме Тедди, чтобы «курить марихуану, нюхать кокаин и разговаривать о буддизме». Картинка: дом, гостиная, элегантные пары с бокалами вина или виски, прогуливаясь от окна к окну, разговаривают. О смысле жизни, конечно. Американизация героев условна, как и их имена Фрэнк-Салли-Бэтти-Дэвид-Мэрил, а рублевские уикэнды выглядят аналогично, даже менять тему не нужно, разговоры о йоге, Индии и последней лекции учителя Ламы Джона (Ламы Вани) так же универсальны, как и проблемы светской жизни: Салли (Ирина Пегова) бывшая жена Тэдди (Павел Ворожцов), которую отбил у него Фрэнк (Виталий Кищенко), который спит с моделью Бэтти (Алиса Глинка), которая беременна понарошку от Фрэнка и тд Дальше по закону жанра должно случиться какое-нибудь разоблачение, непредвиденное событие, ссора, убийство, и некий хеппиэнд. Так и будет. Вопрос, зачем на это смотреть в театре? Вот. Тут самое интересное.

Как в банальной мелодраматической истории скрыта другая, история в истории, здесь это трагедия человека, потерявшего жену, с которой прожил 15 лет, так и за формальными диалогами героев, за этим набором клише: «Тебе нужно научиться жить без меня», «Я всегда здесь, когда ты думаешь обо мне», «Я в порядке. Вначале мне было трудно, а теперь я справился», за всеми этими «Плесни мне виски, Тэдди» скрыты монологи героев от Вырыпаева, в которые он прячет главные смыслы своих пьес. Эти монологи многословны, не удобны, сложны и для актеров и для зрителей, но они ядро пьес. Они, как эдакие воззвания с трибуны, или проповеди, или постулаты. Виртуозно их читает Светлана Иванова-Сергеева, у которой есть роли во всех поставленных Виктором Рыжаковым спектаклях по пьесам Ивана Вырыпаева. Здесь у Светланы роль Мэрил, жены Дэвида, и ее монологом открывается спектакль. И Инна Сухорецкая, в этом спектакле исполняющая роль Элизабет, которая должна по задумке умершей Мэрил, спасти Дэвида от горя, депрессии и отчаяния. Ее пятиминутный монолог публика воспринимает по-разному: кто-то на полном серьезе, а кто-то весьма скептически. «Для современных мужчин стало абсолютно нормальным болеть, быть слабыми, быть капризными и не собранными. Потому что современный мужчина уверен, что он так устроен, что так вообще устроен человек. Но ведь на самом деле, мужчины устроены совсем не так, Дэвид. Мужчина, Дэвид, должен быть всегда собран, всегда сосредоточен на главном. Его ум ясен. Его намерения предельно точны. Каждое движение мужчины выверено. Он точно знает, чего он хочет….» Вопрос кто и чему аплодирует после слов актрисы о роли мужчины и женщины в современном мире? Сути или исполнению? Вот то-то и оно) Когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

Изначально ироничный замысел драматурга, и обернутый в несколько фантиков иронии режиссера спектакль, вдруг остается совершенно гол перед той частью зрителей, которая не понимает иронии и неких глубин, в которые надо спуститься, а смотрит все это действие, как спектакль про любовь, про чувства, про брак, про смерть, про «буддийское понимание пустоты», или про то, что «у каждой приличной женщины, есть яд, Дэвид», так же всерьез, как полмира глотает голливудские мелодрамы и мексиканские сериалы, всерьез рыдая над обстоятельствами жизни героев. Другая часть публики, почуяв подвох, или просто не принимая сериалы всерьез, спектакль не понимает. А оставшиеся знатоки драматургии и истории сотрудничества Рыжакова с Вырыпаевым (когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво), кто мог бы оценить по-достоинству все поставленное с размахом на Основной сцене, те недоумевают, отчасти, сопоставляя недавнюю премьеру «Пьяных», более сложных и изощренных, с «Иллюзиями», более наполненными смысло-образующими монологами, и возведенными в абсурд «Мечтами», которые перестали вдруг быть ироничными, а попали в мейнстрим российского среднестатистического зрителя. Абсурдистские идеи вдруг совпали с мыслями и взглядами зала, это видно по аплодисментам публики, которая ест за милую душу все, что ей преподнесли, как сюр.

Главный герой Дэвид, в филигранном исполнении Филиппа Янковского, задумано так или нет, но его роль единственная сделана психологически-театрально, единственный не надувной, а живой персонаж, выходит из депрессии, и превращается в такого же карикатурного персонажа, как и его друзья. Финальная сцена не спасает, не воскрешает, а «сбычу мечт» хоть и изображает, отчасти (хотел быть с любимой женой — будь с ней!), но вокруг все умерло, выцвело, и элегантные танцы между космическими цветами и свежими могилами на кладбище голливудских героев тому подтверждение. Но красиво танцуют) Когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

Лейтмотив спектакля — любимая фраза почившей Мэрил: «Наши мечты это наша работа, которую мы во что бы то ни стало должны сделать хорошо», – повторяется несколько раз, и эти повторы визитная карточка драматурга. Так ли это на самом деле? Можно ли работать над мечтами? Есть ли место чуду на пути к мечте? Или все сделают деньги, друзья, вовремя заряженные на спасение и вовремя заплаченные нужным людям сказать нужные фразы в нужное время в нужном месте? Это вопросы на которые у меня нет ответа после спектакля. Но, возможно, их и не должно быть. Хорошо сделанная всеми работа — спектакль «Dremworks. Мечтасбывается» – не гарантия, что чья-то мечта сбудется, но и не отрицание этой теоремы. В конце концов, когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво.

© Любовалась Анастасия Вильчи
© Фото Екатерины Цветковой

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>