Со 2 по 10 сентября 2021 года на Другой сцене московского театра «Современник» прошёл фестиваль «Любимовка» – независимый некоммерческий коллективный проект российских драматургов. Фестиваль существует уже 21 год, но на сцене государственного театра оказался впервые.
Всё в жизни меняется, соответственно, театру необходимо идти в ногу со временем. Была эпоха, когда театр диктовал, как надо жить, разрабатывал показательные модели. Она канула в Лету. Сегодня зрителю предложен достаточно большой ассортимент: «на что» и «на кого» сходить, – каждый волен выбирать по себе. На мой же взгляд, театр должен отображать современные реалии, а для этого необходимо слушать, слышать, наблюдать и обязательно – открывать новые имена.
Программа «Любимовки» разнообразна, но связующим звеном всех её пунктов становится злободневность. Стоит отметить, что это фестиваль читок, а не режиссерского решения, что может ввести в ступор неискушенного зрителя.
«Изюм» события не только в том, что представляются тексты начинающих/молодых/опытных авторов, но, что важно – после каждой читки организуется публичное обсуждение. На нём задавать вопросы и высказывать своё мнение позволительно абсолютно всем! Очень интересно узнавать, что и как поняли (или не-) —этот опыт в дальнейшем может быть полезен при доработке пьесы или в написании нового произведения.
В этот раз программа порадовала не только читками и образовательными блоками, но и специальным разделом «выбор Виктора Рыжакова». Примечательно и то, что, если вдруг вы не успели зарегистрироваться и получить заветный билет в условиях сложного выживания - COVID-19, все читки/мастер-классы и обсуждения в этом году остались в сохранённых видеотрансляциях на YouTube-канале.
Каждая пьеса обращает внимание на какую-либо сторону жизни, но почти все они в этом году оказались про то, что съедает изнутри, а невозможность решить проблему не останавливает и нужно дальше как-то жить… Любопытно, что почти в каждом тексте есть фраза, характеризующая и пьесу, и жизнь. Я остановлюсь на нескольких произведениях, которые мне особенно запомнились.
В пьесе совместного авторства Викентия Брызь и Владимира Горлинского «Местоимения меня», например, затрагиваются проблемы, о которых говорят все, но как их изменить – никто не знает. И, казалось бы, не так велика проблема, если нужно договориться не с обществом, а с самим собой – этакий разговор между телом и духом. Но вот тело негодует, а дух (душа) говорит: «Мир рушится – я абсолютно спокоен».
«Местоимения меня» состоят из двух частей, находящихся, на мой взгляд, в спорном соотношении друг с другом. Можно предположить, что эти части как раз и являют собой «тело» и, допустим, «душу». А можно трактовать и так, что всё в мире перевернулось, и «лево» теперь стало «право». И наоборот.
В примечании к своей пьесе «Нож, которым я копаюсь в себе» Мила Фахурдинова отметила «лишено гендера». Это пример того, как сложно оценить пьесу, не ознакомившись с ней перед читкой, поскольку режиссерское решение может сбить с толку. Наш мозг настолько запрограммирован на то, какими могут быть женские реплики, а какими мужские… но не забываем, что «Любимовка» все-таки фестиваль пьес, а не режиссуры. Пожалуй, никто лучше не скажет, чем сам автор: «Текст должен насиловать того, кто читает».
Отдельно я хотела бы выделить пьесу «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина. На данный момент, это, скорее, фантастика, но что будет дальше – никто не знает. Нам предложен разговор о том, что может произойти в недалёком будущем. Андроиды-мужчины напомнили искусственный интеллект (Джарвис и Пятница железного человека из кинематографической вселенной Marvel). Любовь в техническом сердце возможна? Получилось весьма сентиментально – я задумалась, а что чувствуют телефоны, когда они становятся непригодными к жизни человека? Грустно. Пьеса не сводится, конечно, к этому размышлению, здесь затронуто много серьезных тем, и я уверена, что каждый найдёт, над чем поразмышлять.
Особенный отклик в моей душе нашли две читки: «Бешеный хворост» Олега Маслова и «Рома, правда и подкасты» Игорь Витренко (про эту читку я уже писала отдельно). В обоих случаях главные персонажи – подростки, которые борются за право на собственное мнение. Подходы у героев, правда, разные, но их задача – искоренить лицемерие. «Отбитое» же общество настолько привыкло врать, что молодому поколению не понятно, как в нём выживать. А если не понятно, значит, надо менять, но многие – против. Вот и возникают две модальности, две противоположности: категоричный бунтующий Рома и непоколебимый скрытный Андрей. Поднимаются темы самореализации, профориентации, полового воспитания, затрагиваются и другие болевые точки подросткового сознания («Андрей, чтобы стать человеком, мало родиться и вырасти!»). И так важно во всём видеть перспективу.
Лёгкий молодёжный сленг позволяет не скатиться в нравоучение и не дает завалиться в чернуху, а ещё немало важно, что под флёром тонкого сарказма идёт речь и о политике, о государственном устройстве.
Читки оставляют долгое послевкусие, давая стимул внутренней работе и подправляя векторы внутренних поисков. А значит, мероприятие состоялось и удалось. Выражаю большую благодарность партнёрам и организаторам фестиваля за возможность познакомиться с новыми именами, оказаться в атмосфере молодой драматургии и где-то даже ощутить энергию сотворчества.
____________________________________________________________________________
Автор: © Мария Селезнёва