Информационное агентство
Home » Синема » Аквариум /Fish Tank/

Аквариум /Fish Tank/

25 Апр 2010

«Добро пожаловать во взрослый мир или Аквариум»

«Аквариум» (Fish Tank)

Фильмы на подростковую и молодежную тему я люблю. Эта тема мне близка, и занимаюсь я ей наверно лет 15, а может и больше. И наверно именно этот интерес, вызванный микроанонсом, подтолкнул меня к просмотру фильма англичанки Андреа Арнольд «Аквариум».

Сперва картина вызвала у меня ощущение очередного арт-хауса на тему «жизни простых людей в спальных окраинах обычного британского города». Но не прошло и четверти фильма, как я заметил нечто более яркое. Но начнем по порядку.

Серые пейзажи, мало чем отличающиеся от российских «спальников», жесткие подростки с традиционным лексиконом, семейство любящее через подзатыльники и настолько же внимательное друг к другу. И основное: главная героиня фильма, девочка-подросток Мия. Резкая, жесткая, и диковатая. Может не раздумывая разбить головой нос противнице и без зазрения совести что-то спереть из кармана маминого дружка. Как положено «трудному подростку из не полной и неблагополучной семьи»: дерзит всем и вся, курит, пьет горькую и… танцует. Да-да, танцует. Вернее учится танцевать, уходя от всех куда-то в «дом под снос», включая магнитофон и копируя движения с жадно просмотренных по TV видеоклипов. Неуклюже, нескладно и робко. Стесняясь даже самой себя. Но пожалуй танцы, это то единственное светлое, куда она постоянно сбегает от «все заполняющей» серости.

Хотя нет. Есть у неё еще любовь – это животные. Дома, на улице, в чужих дворах.

Так бы наверно и текла её жизнь, спокойно, понятно, предсказуемо. Как у всех, вернее у большинства. Но, «вдруг из маминой, из спальни»… Нет-нет, ни «кривоногий и хромой», а вполне себе статный мужчина вплыл в жизнь этой «милой» семьи, и почти сразу «стал выделятся» музыкальными пристрастиями, представлениями об отдыхе и красоте, а главное, непривычной заботой и вниманием. Вдруг кто-то к Мие стал проявлять интерес, выслушивать её, давать советы, и даже помогать.

Как же, как же. Девочка подросток, без друзей, без внимания со стороны близких, без окружающей красоты. И вдруг – такой мужчина. Он и говорит по другому, и манеры какие-то «не местные», и ведет себя загадочно. А как нежно, хоть и по дружески, он прикасается. Как в такого, да еще в 15 лет, не влюбится. Пускай тайно, даже от себя. Но по настоящему. А тут еще эти стоны, когда он с мамой. Ой, а мы посмотрим, они не увидят. Боже мой, как это красиво. В пятнадцать лет. Да и не в пятнадцать тоже.

Так, на протяжении первой половины фильма, мы видим как развивается то, что в рассказанной истории займет потом всего минут 10-15. Режиссер используя визуальные провокации все время подталкивает нас: ну же! ну вот-вот! Ну неужели он!? Ну как же она? А? Да. А как вы хотели. Именно как в жизни. Все должно быть тогда когда должно быть.

Проезжая мимо судьбы «взрослых героев», режиссер прокрадывается вместе с нами в мир девочки, растущей без отца, без внимания (не скажу что без любви, ибо любовь присутствует, хоть и в очень странной форме), почти без радости. Показав, бурление лавы-энергии и эмоций, когда сложные чувства потребности любить и быть любимой, желание нежности, а так же недополученное отцовское внимание и общение, смешиваются в единую линию. А куда это приведет, очень часто зависит от визави. А что, если человек на кого направлена такая линия сам недополучил внимания, или находится в некой «непростой ситуации»? А он еще и мужчина. А она уже очень похожа на женщину. А? Кто пробовал такую ситуацию на себя? Возможно некоторым знакома эта ситуация. Вот тут и важно, насколько ты владеешь своими чувствами и что выберешь: быть внимательным другом или Гумберт Гумбертом.

Фильм красив. Фильм добр, хоть и наполнен изрядным количеством жестоких и тяжелых сцен. И то, что меня особенно порадовало: фильм очень смелый. Не так много картин, в которых создатели не боятся темы взаимоотношений подростков и взрослых. Причем во всей полноте. Не каждый автор или режиссер возьмется пересказать устами киногероев, те щекотливые моменты, с которыми сталкиваются реальные люди в своей настоящей жизни.
Как не крути, неполные семьи совсем не редкость. И ситуации складываются по разному: иногда по типу набоковской Лолиты, а когда и гинсбуровской Шарлотты. Но Арнольд не стала пользоваться уже известными шаблонами, а предложила нам что-то настолько понятное и какое-то живое. Как то все близко и понятно. А герои фильма: как соседи по лестничной клетке. Так, что очень часто ловишь себя на мысли, как будто эту истории тебе кто-то уже рассказывал из твоих знакомых, или ты видел это сам. А обостряет восприятие всех нюансов фильма, добавляя ощущения реальности, шикарная операторская работа Робби Райана, с постоянными «говорящими» акцентами, стилизациями под документальную съемку и шикарными панорамами, делая временами фильм похожим на «домашние съемки».

Вот такое кино. И тут особенно хочется подчеркнуть, что столь непростой фильм, снят BBC-Films и Советом по кино Великобритании, т.е. – на деньги государства. Что говорит, насколько эту тему британские власти считают актуальной и важной для зрителей. Насколько о ней готовы говорить. Проведя случайную параллель с нашими реалиями, в сравнении с январским скандалом (январь 2010) о требовании снять и/или урезать проект Германики «Школа» , мне показалось это особенно любопытно и показательно.

Я не в малейшей мере, ни хочу сравнивать эти два фильма. Хотя они оба о подростках, примерно одного возраста. И темы, часто пересекаются. И оба важны (каждый по своему) Но они разные и о разном. Все таки «Аквариум» это в первую очередь фильм о красоте, насыщенный любовью. При всех его жестокостях и драматизме. А «Школа» это скорее некое знакомство с темой для тех кто не очень внимательно общается со своими детьми и забыл свои школьно-подростковые годы. Но в целом, для меня интересен тот факт, что британские власти сознательно идут на финансирование сложного проекта не боясь темы и резонансов (а тема «Аквариума» по сложнее «школьной» будет,  в нашем обществе и с нашей моралью)

Итак: Режиссерская работа и сценарий – на высшем уровне. Арнольд как режиссеру и сценаристу, удалось нам показать людей объемно, пройдясь по разным граням своих героев: найдя красивое в примитивном, и осветив темные уголки светлого.
Про оператора, пару добрых слов уже сказал. Добавлю пожалуй только, что в фильме есть парочка очень красивых эротических сцен. Да и вообще много красивого, хорошо снятого материала.

Из актерских работ особо хочется отметить саму главную героиню Маю, сыгранную дебютанткой Кэти Джарвис. Девушка без опыта работы в кино, и без актерского образования выглядит настолько органично и убедительно, что некоторые «плюшки» и скованность, идут скорее на пользу и придают большую достоверность и естественность ситуации. Будет интересно понаблюдать, дальнейшие работы девушки. Пока в послужном списке, кроме «Аквариума», за ней числится только сериал «10 Minute Tales».

Собственно это почти все, что я хотел сказать о фильме. Я всем рекомендую его посмотреть. Этот фильм, не в малейшей мере я бы ни отнес к артхаусу. Это фильм для всех. Самая стопроцентная, высокопробная, в хорошем смысле этого слова «попса». Я бы может определил его к категории «Семейное кино», но это вряд ли получится из-за обилия сленга, не нормативной лексики и достаточного количества эротических сцен.
В России, как всегда, все самое вкусное выпускает в прокат «Кино без границ». Увы, не широким экраном. Но фильм уже есть на DVD, так что рекомендую.

 


Мировая премьера: 14 мая 2009 г.
Российская премьера: 28 января 2010 г.
Релиз на DVD : 8 апреля 2010 г. («Новый Диск»)

Призы и награды:

  • Приз жюри на Международном кинофестивале в Каннах’2009
  • Приз Золотая тарелка Майклу Фассбендеру за лучшую мужскую роль второго плана на Международном кинофестивале в Чикаго, 2009
  • Специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Чикаго, 2009
  • Приз Кэти Джарвис за лучшую роль в британском фильме на Международном кинофестивале в Эдинбурге, 2009
  • Приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Мотоване, 2009
  • Награда ассоциации норвежских кинокритиков на Норвежском Международном кинофестивале, 2009
  • Приз за лучший фильм года на церемонии вручения наград Evening Standard, 2010

Производство: BBC Films / Kasander Film Company / Limelight Communication, Великобритания, 2009
Продолжительность: 124 мин.
Жанр: драма
Режиссер и автор сценария: Андреа Арнольд
Оператор: Робби Райан

В гл.ролях: Кэти Джарвис (Миа), Кирстон Уэринг (Джоанн), Майкл Фассбендер (Коннор), Ребекка Гриффитс (Тайлер), Гарри Тредуэй (Билли), Шарлотта Коллинз (София)

Ссылки:
Официальный сайт фильма
Страница фильма на Imdb.com
Страница фильма на Facebook
Страница на Arthouse.Ru
Страница на Barhatov.Ru

Метки:
Раздел: Синема
Опубликовал:  Андрей Бархатов

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>