Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Гид по фестивалю (34 ММКФ)

Гид по фестивалю (34 ММКФ)

20 Июн 2012

В четверг открывается 34 ММКФ – а это значит, что в Москву приедут несколько сотен картин из самых разных уголков земного шара. Основную часть зрителей составляют полоумные кинокритики, для которых посмотреть 40 фильмов за 10 дней – самое обычное дело. Впрочем, в эти дни в «Октябре» появляются и те, кто хочет прикоснуться к празднику кино лишь по касательной, – они обычно не осиливают и пяти сеансов. Составить путеводитель, который удовлетворял бы требованиям обоих категорий зрителей, невозможно, поэтому мы предлагаем вам сразу два гида – один для чайников и один для киноманьяков. Последние могут ознакомиться с обоими путеводителями – хотя им, боюсь, все это уже двадцать раз известно.
 

Краткий гид по фестивалю

Внимательные наблюдения за билетной публикой на ММКФ наталкивают на мысль о том, что наибольшей популярностью у них пользуются ретроспективы. Логика ясна – зачем идти на иранский фильм, взявший Гран-При на международном фестивале в Тегеране, когда можно на большом экране пересмотреть «Птицы» Хичкока? Вероятность (она ничтожно мала, но допустим), что иранский фильм будет лучше, конечно, есть, но гарантий никто дать не может – лучше синица в руке, чем журавль в небе. Итак, что у нас в этом году из хорошо забытого старого?

Три режиссерских ретроспективы – Эктор Бабенко, Эрнст Любич и Юньфань. Широкому зрителю эти имена малознакомы, так что в качестве приманки выступают знаменитые актеры. Например, у Эрнста Любича снимались Грета Гарбо («НИНОЧКА»), Мэри Пикфорд («РОЗИТА») и Гэри Купер («СЕРЕНАДА ТРЕХ СЕРДЕЦ»), а у Эктора Бабенко – Мэрил Стрип, Джек Николсон («ЧЕРТОПОЛОХ») и Гаэль Гарсия Берналь («ПРОШЛОЕ»).

Гвоздем программы станет ретроспектива под говорящим названием «Золотая коллекция ‘Universal Pictures’». Одна из первых картин Джорджа Лукаса («АМЕРИКАНСКИЕ ГРАФФИТИ»); лента Стэнли Кубрика в соавторстве с Энтони Манном («СПАРТАК»); не самый попсовый фильм Чаплина («ГРАФИНЯ ИЗ ГОНКОНГА»); два шедевра Хичкока («ПТИЦЫ», «РАЗОРВАННЫЕЙ ЗАНАВЕС»); культовый «ШУГАРЛЕНДСКИЙ ЭКСПРЕСС» Спилберга – это далеко не полный список того, что компания ‘Universal Pictures’ разрешила показать в Москве в честь своего столетнего юбилея.

Кроме того есть возможность посмотреть на большом экране фильм Тарковского «АНДРЕЙ РУБЛЕВ» (также в программе «Картины с выставки» лента Мориса Пиала «ВАН ГОГ»). А в качестве спецпоказов значатся фильмы Тео Ангелопулоса и Канэто Синдо – «ВЗГЛЯД УЛИССА» и «ЧЕРНАЯ КОШКА В БАМБУКОВЫХ ЗАРОСЛЯХ» соответственно (или этой информации уже нет места в кратком гиде?)

Вторая и последняя тактика, характерная для классического зрителя, – выискивать в программе самые-самые громкие кинопремьеры и смотреть только их, отмахиваясь от того факта, что через неделю / месяц / год эти громкие премьеры выйдут в прокат.

Итак, чего же такого громкого предлагает ММКФ в этом году? «ДУХLESS» – модный фильм по модной когда-то книжке с Данилой Козловским, Артемом Михалковым и Артуром Смольяниновым. В нагрузку ко всему – открывает фестиваль. Закрывает его лента Кристофа Оноре «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ» – у Оноре все фильмы на один фасон, зато в этом Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Милош Форман.

Основной конкурс на имена, как водится, скуден – интерес может вызвать только «ГОЛЬФСТРИМ ПОД АЙСБЕРГОМ», «ОРДА» и ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ». Первый в этом списке – несмотря на задействованных актеров (вновь Данила Козловский, Вилле Хаапасало, Екатерина Вилкова, Ксения Раппопорт, Алексей Серебряков) – крайне смущает своей аннотацией (цитата: «Упоминаемая в древних преданиях Востока, Талмуде, каббалистических книгах средневековья, Лилит – первая жена Адама – была создана не из ребра, как Ева, но из глины»). Фильм Андрея Прошкина «ОРДА» продолжает линию популярного нынче жанра «православный блокбастер». Про «ПОСЛЕДНЮЮ СКАЗКУ РИТЫ» пока что трудно сказать что-то конкретное – известно только, что возник он стараниями Ренаты Литвиновой, Земфиры Рамазановой и Татьяны Друбич, и что одну из героинь зовут Таня Неубивко.

В числе гала-премьер организаторы называют «ЖЕЛЕЗНОЕ НЕБО» и «ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН, ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ». Оба предлагают альтернативные версии исторических событий – что было бы, реши нацисты заняться колонизацией Луны, и что было бы, будь Авраам Линкольн не только президентом США, но и охотником на вампиров. Посмотрите оба – и решите, что из указанного больший трэш.

Некоторое любопытство вызывает проект из программы «Анима латина» «ГАВАНА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ». Несмотря на то, что фильмы с подобными названиями уже набили оскомину, альманах о кубинской столице посмотреть все же стоит (к тому же дословный перевод звучит иначе – «7 дней в Гаване»). В число семи режиссеров входят Хулио Медем, Лоран Канте, Бенисио дель Торо и Гаспар Ноэ, а в кадре появляются Даниэль Брюль и Эмир Кустурица.

Но наиболее щедрой на громкие премьеры все-таки следует считать программу «8 с половиной». Здесь представлены новые фильмы Леоса Каракса («HOLY MOTORS»), Кена Лоуча («ДОЛЯ АНГЕЛОВ»), Гая Мэддина («ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА»), Уэса Андерсона («КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ») и Мишеля Гондри («ЭТО МЫ, А ЭТО Я»). Предложим, вы дочитали до этого места, и предложим, собираетесь читать дальше. Дело ваше, но имейте в виду – если и было что-то интересное в этом тексте, то оно уже кончилось.

Обширный гид по фестивалю

Теперь, когда попса и мейнстрим уже позади, настало время поговорить об истинно киноманских развлечениях. В основном конкурсе, как и год назад, нашлось место не только для высоколобой интеллектуальщины, но и для южнокорейской мясной резни – эту функцию выполняет фильм «АДСКОЕ ПЛАМЯ». Вообще стоит заметить, что конкурсные фильмы во всех отношениях очень разные. Китайская сельская драма («ВИШЕНКА НА ГРАНАТОВОМ ДЕРЕВЕ»), хорватский триллер про гинеколога («ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ»), уже упомянутый православный блокбастер и даже новый фильм Иштвана Сабо («ДВЕРЬ») вполне мирно уживаются в рамках одной программы.

В конкурсе перспективы правят бал наши закавказские соседи – грузины и армяне. Выпускающийся в этом году из ВГИКа режиссер Эдуард Оганесян покажет свой фильм «АНА-БАНА», выросший из его курсовой короткометражки под названием «Азниф». Несмотря на фамилию режиссера, действие происходит в Тбилиси. А вот прибалтийская девушка Наталия Беляускене отправилась в Армению – несмотря на фамилию режиссера, действие происходит в Нагорном Карабахе («ЕСЛИ ВСЕ…»). Стоит упомянуть и о ленте, которую снял Георгий Параджанов – племянник известного советского режиссера («ВСЕ УШЛИ»). Интригует аннотация фильма «ГОЛЛИВУДСКИЙ МУСОР», в основе которого история двух мусорщиков из Лос-Анджелеса, чья жизнь изменилась в тот момент, когда они нашли на свалке статуэтку «Оскар». Но истинным событием программы, пожалуй, следует назвать альманах «ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ», снятый тремя режиссерами – американцем Хармони Корином, поляком Яном Квесиньски и россиянином Алексеем Федорченко. Для поляка фильм стал режиссерским дебютом, а вот его американский и российский коллеги уже успели прославиться на ниве авторского кинематографа.

В программе «Секс, еда, культура, смерть» покажут ленту завсегдатаев ММКФ Паскаля Арнольда и Жан-Марка Барра. «СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ФРАНЦУЗСКОЙ СЕМЬИ» мало чем отличается от прочих фильмов дуэта – здесь опять много секса и мало смысла.

В программе «Хорошие, плохие, злые» обращает на себя внимание фильм «Детские истории». Вернее, обращает на себя внимание не фильм, а его режиссер – некто Зигфрид. Зигфрид – в каком-то смысле мастер на все руки, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он же и режиссер, и сценарист, и продюсер, и оператор, и композитор. На странице фильма на imdb.com не значится никаких других имен и фамилий – впрочем, может imdb просто чего-то недоговаривает… Однако этим казусом программа, посвященная детям и их недетским проблемам, не исчерпывается. Так, будет показан фильм «Клип» сербки Майи Милош, которая всего на год старше Валерии Гай-Германики. Эта драма о трудном взрослении получила в этом году приз кинофестиваля в Роттердаме.

В программе «Вокруг света» представлены новые фильмы Люка Бессона и Фолькера Шлендорфа – оба обращаются к реальным историческим событиям и рассматривают реальных исторических деятелей. Фильм Бессона «ЛЕДИ» можно считать байопиком лидера оппозиционного движения Бирмы Аун Сан Су Чжи. Картину Шлендорфа «ШТИЛЬ» байопиком назвать нельзя – это очередное полотно о Франции в годы Сопротивления. Еще два фильма из этой программы затрагивают исторические события – только на этот раз события, о которых пойдет речь, произошли на нашей с вами памяти. Египтянин Юсри Насралла (он, кстати, работал ассистентом у Фолькера Шлендорфа) в своей ленте «ПОСЛЕ БИТВЫ» пытается подвести итог Арабской весной – египетской революции, приведшей к свержению режима Хосни Мубарака. А действие картины японца Сиона Соно «ХИМИДЗУ» происходит на фоне землетрясения, постигшего Японию в 2011 году. И еще хочется отметить ленту Насируддина Юсуффа «ГЕРИЛЬЯ» – просто потому, что ну когда еще вы увидите фильм, снятый в Бангладеш?

Нововведение этого года – программа «49 МЕСТ». По плану организаторов в нее включены экспериментальные и просто странные фильмы, которые могут собрать только любителей киноэкзотики. Яркий пример – венгерский фильм «ЦИКЛ», аннотацию к которому не грех и процитировать: «Это сгенерированный чужеземным компьютером научно-фантастический фильм, который сосредоточен на поиске универсальных путей решения проблем». Не менее дико выглядит и картина «ЖЕЛАНИЕ» северокорейского режиссера Чан Ин Хака. Сюжет вращается вокруг жены строителя, которая стремится исполнить мечту своего мужа – сфотографироваться с Верховным Главнокомандующим.
В документальной программе «Свободная мысль» можно выделить, во-первых, новый проект Вернера Херцога «В БЕЗДНУ: ИСТОРИЯ СМЕРТИ, ИСТОРИЯ ЖИЗНИ», а во-вторых, картину Виктора Косаковского «ДА ЗДРАВСТВУЮТ АНТИПОДЫ!» Если с первым фильмом все более-менее ясно, то про второй можно сказать пару слов. Режиссер посещает те немногие места, которые расположены на глобусе в точности одно против другого. Фильм участвовал в программе венецианского кинофестиваля.

Подытоживая, следует сказать, что на ММКФ, как и на любом кинофестивале, плохих фильмов будет обязательно больше, чем хороших. И нет никакой гарантии, что ленты, упомянутые выше, будут хорошими. В этом, пожалуй, и кроется обаяние любого фестиваля – отправляясь на сеанс, вы не будете иметь даже примерного представления о том, что вам сейчас покажут…

Для этой записи нет меток.
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>