«Игра» поставлена по знаменитой пьесе Энтони Шеффера «Сыщик». Она в свое время послужила основой фильма Джозефа Манкевича «Игра на вылет» с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном в главных ролях и ленты Кеннета Браны «Сыщик», где тех же героев сыграли опять-таки Майкл Кейн, но теперь уже с Джуд Лоу.
На сей раз дуэт доверили маститому Виктору Вержбицкому и молодому Александру Новину. Однако, даже если вы смотрели обе экранизации и знакомы с сюжетом, скучать во время действия вам не придется.
Итак, «Игра». В центре сюжета классический любовный треугольник: муж (известный писатель Эндрю Уайк), жена (Маргарет) и ее любовник (компьютерщик Майло Тиндл). Казалось бы, что может быть банальнее? Однако, привычная схема отношений рушится, поскольку жена лишь подразумевается (прямо-таки гоголевский «ревизор»!). Маргарет мы так и не увидим! Все, что мы о ней знаем, - лишь рассказы двух ее мужчин, причем каждый уверяет, что действует исключительно в интересах возлюбленной. Но на самом деле нужен ли Маргарет развод с престарелым богатым мужем? И если да, то почему она не пришла сама, а послала договариваться молодого любовника? Нам остается только гадать – в небольшой двухчастной истории сильны как детективная составляющая, так и мотив лжи. Жена обманывает мужа, герои друг друга, а актеры - зрителя.
На афише изображен теннисный матч, но на деле «Игра» скорее напоминает шахматную партию: пожилой дает урок новичку, то и дела тыча его носом в доску. Именно желание проучить нахального юнца побудило заслуженного писателя пригласить любовника жены в свой уютный и богатый дом. На своей территории муж – герой Вержбицкого – чувствует себя королем положения. Он встречает гостя в халате и мягких домашних туфлях, вальяжно разваливается в кресле, всем видом давая понять: к встрече он не готовился, гость его тяготит, он с радостью даст супруге развод и вернется к своей успешной и размеренной жизни. Гость же, напротив, чувствует себя неловко, старается угодить, понравиться, а главное – понять, зачем его все-таки пригласили.
Второй акт раскрывается в другом виде. В этом поединке, в отличие от первого акта, писатель вынужден отступать, огрызаться и сдаваться шаг за шагом. Инспектор сообщает ему, что Тиндл, которого тот хотел лишь проучить, найден мертвым. В этот момент в писателе происходит перелом. Ему предстоит осознать, что он – убийца. Он, считавший себя образцом этики и ума, оказался вообще не человеком. Однако это понимание у зрителя складывается, скорее, из логики сюжета: на сцене этот эпизод хотелось бы видеть более выразительным и точным.
Убедившись, что это открытие достаточно впечатлило Уайка, Доплер внезапно стягивает парик и очки и оказывается воскресшим Тиндлом. Он явился в дом писателя, влекомый жгущей жаждой реванша. Женщина, ставшая яблоком раздора для этих двоих, почти забыта. Важен лишь этот поединок, где выиграет самый хитрый, яростный и хладнокровный.
Цель игры – не приз, не любовь, а сама победа – чистое и пьянящее, как виски, сознание своего безусловного превосходства! Тиндл по-мальчишески почти ликует, и ему есть, чем гордиться – он обыграл превосходящего соперника. Есть чем гордиться и Александру Новину – он не уступил старшему коллеге.
Пусть Тиндл повзрослел и поумнел во втором акте, но не настолько, чтобы оценить угрозу, исходящую от раздавленного Уайка. Он ошибочно счел поединок оконченным, не учел, что перед ним уже не высокомерно издевающийся сноб, а разозленный зверь! Тот, кто осознал себя убийцей, стал им в самом деле. В игре выигравших не оказалось… Разве что – зритель? А что ему показали – любовно-детективную историю или психологический триллер, выявляющий тайные мотивы, движущие нашими поступками? – Пусть каждый решает для себя.
____________________________________________________________________________
Автор: © Илона Чакмазян
Премьера состоялась 10 мая 2018г.
Режиссер: Явор Гырдев
Сценическая версия: Михаил Дурненков
Артисты: Виктор Вержбицкий, Александр Новин, Александр Доплер