Информационное агентство
Home » Мастерская Кино » «Интервью с Богом»

«Интервью с Богом»

06 Авг 2022

Для начала я бы хотела рассказать суть фильма, символику которого разбираю. Главный герой – журналист Пол – после поездки в Афганистан сталкивается с личным кризисом, который ломает его бытовое и религиозное мировоззрение.  Мы можем отметить в начале фильма его молитвы, просящие помощи и знаков от высших сил. Пол ведет христианскую колонку, и в сложный период к нему обращается человек, предлагающий собственное интервью. Человек называет себя Богом. Значительную часть фильма занимают три интервью, каждое их которых уникально и вводит героя в тупик, отчаяние, недоумение, а после в спокойствие и веру к спасению и возвращению в привычную жизнь.

Начнем с эпилога к фильму: «Пути Господни неисповедимы», — библейское крылатое изречение, выражающее непредсказуемость жизни, невозможность предвидеть все повороты судьбы, известной лишь Богу. Употребляется в отношении того, что может произойти или уже произошло, но не поддаётся объяснению. Обозначает непостижимость Божьего замысла. Именно с этих слов начинается фильм, по сюжету которого главный герой трансформируется изо дня в день.

Хочу обратить  внимание на то, что интервью проходит в течение 3 дней. Пол разговаривает с Богом именно на протяжении 3 дней. Как отражено в Библии, в пятницу Господь предал дух — это один день; субботу пребыл во гробе, — другой день; ночью на воскресенье воскрес, третий день. Кроме того, символика цифры 3 встречается не только как сюжет воскресения Иисуса Христа, эта цифра считается магической (1+2), символизирует самую устойчивую фигуру – треугольник, а как известно 3 треугольника обозначают святую троицу. Также я могу упомянуть цифру 3, согласно трем ступеням творения мира: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы. Три – наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели – Вера, Надежда, Любовь. К трем добродетелям я еще сегодня вернусь, а пока двигаемся дальше.

В течение фильма уделяется внимание времени. Во многих сценах, где чувствуется накал, я замечала часы, как символ времени. Я решила провести небольшой эксперимент: время на часах я сопоставила со стихами в Библии, и затем сопоставила их с сюжетом, и да,  в них есть связь!

Я выбрала три кадра для примера. Рассмотрим первый кадр. Хочу отметить, в это время Пол ссориться вместе с супругой перед выходом на работу и таинственное интервью, на часах 8:15. Согласно стиху из Библии, это гласит: «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». Соответственно, могу сделать вывод, что время на часах идет как бы в противовес происходящему и говорит об удовольствии от жизни, которое следует получать, а не наоборот, проводить его в конфликтах и невзгодах. Также, это выглядит как напутствие: услышьте друг друга, в ваших словах уже есть ответ на ваши вопросы и сомнения.

Кадр второй. После одного из интервью Пол находится в замешательстве, именно на котором он беседовал с Богом на фундаментальные темы жизни: семья, вера, спасение. Так, и нарисованные в этот момент часы показывают время 12:15. Как правило, в это время начинаются Евангельские песнопения в церкви.

 

Кадр три. Опять-таки очередное интервью вводит Пола в тупик, т.к. он узнает, что «его время на исходе». Почти сразу после этой сцены, зритель видит кадр с песочными часами, который символизируют скоротечность жизни, и в этом эпизоде песок досыпается почти до конца, после чего Пол переворачивает часы, как бы оставляя себе еще времени и оттягивая неизбежный финал.

Подводя итог, могу сделать вывод: время – это в какой-то степень мука человека, потому что у нас оно ограничено, в отличие от Бога, который существует вне времени и пространства. Каждое появление часов в кадре либо в противовес происходящему, как наставление, или же направление движения, либо в поддержку. Кроме того, время – вечный символ скоротечности жизни. Если построить хронологию этих знаков можно получить следующее: наслаждайся жизнью, оставь ссоры – молись, и ты получишь ответ – жизнь кончается, наслаждайся.

Другая важная составляющая христианской религии – семья. В Библии можно неоднократно встретить упоминание о том, что нужно оберегать собственную семью, потому что она имеет высшую ценность на Земле, а выше нее только Бог. Картина, символику которой я рассматриваю, практически сразу окунает зрителя в домашнюю обстановку, здесь случается семейная ссора, после которой молодые люди расходятся. В дальнейшем мы узнаем, что истинная причина заключалась в измене Сары. Так, происходящее в этой семье греховно, и я обратила на это внимание. Сара – библейское имя. В Ветхом Завете Сара – жена Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа.

Во время интервью Бог неоднократно предлагал поговорить о семейном разладе, но Пол отказывался. Библия учит такому важному качеству, как прощение. В финале фильма главный герой прощает супругу, которая теперь вернулась домой.

Таким образом, проблема семьи, поднимающаяся в картине, становится сначала примером  греха, а потом возможностью его прощения и восстановления уклада жизни.

Важен также момент исканий Пола. Он хочет разобраться в том, как же получилось, что Бог вышел на связь к нему. Он задает много вопросов и не находит ответа. В кульминационный момент он разбивает кружку, осколок который вонзается в его руку. Для себя я отметила этот кадр, как возможное кровопролитие ради получения ответов на риторические вопросы. И все-таки на следующий день и интервью, он получил часть ответов.

Помимо этого, в течение фильма зритель сталкивается с упомянутыми библейскими сюжетами. В фильме Бог упоминает, что вопросы Пола ему уже когда-то задавал Моисей, как бы подтверждая тот факт, что записанные заповеди (библейский сюжет «Скрижали Завета») есть истина, однако каждый их может понять по-разному, но и путь к нему – Богу – у всех разный.

Таким образом, религиозные символы проходят и сквозь этот фильм, создавая атмосферу надежды, веры, любви. И сейчас мы возвращаемся к добродетелям.

Хочу отметить, что каждое интервью включает в себя несколько основных понятий жизни, особое внимание которым уделяется в Библии: надежда, вера, любовь, война и спасение.

Обращаясь к сюжету фильма, хочу сказать, что именно надежда на то, что Бог есть и он поможет, привела Пола к событиям, отраженным в фильме. Надежда на то, что можно вернуться к привычной жизни и решить все трудности. Если вспомнить Библию, там не раз говорится о том, что надежда помогает и спасает: «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно», «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут» и тд. Надежда становится отправной точкой для веры, как более сильной ее стороны.

Главный герой долгое время верит в Бога и усиленно просит помощи и знаков. Как сказал в картине Бог: «Вера – это не цель, а процесс», – так и здесь я могу отметить, что это та константа, которая движет Пола, да и весь мир в целом. Вера может быть разной, но так или иначе она присутствует в каждом, что помогает человечеству существовать и развиваться. На протяжении фильма я обращала внимание на факторы, указывающие на важность веры. Для начала сам Пол, в поисках знаков и помощи встречает Бога, затем его друг делится с ним, что именно вера помогла ему вылечиться от тяжелой болезни и отпустить ушедшую супругу. Жена Пола – Сара, благодаря надежде и вере в то, что семью еще спасти можно, приходит к дому, чтобы попросить прощения. Я упомянула лишь несколько примеров, однако они встречаются на протяжении всего фильма.

Вера же – отправная точка для человека в рождении любви.

- Бог есть любовь?

- Не хочу хвастаться, но, да, это так, безусловно.

Тема любви также неоднократно поднимается в картине. Возьмем хотя бы в пример семью Пола и Сары: сложности, внутренний кризис, конфликты, измены, – казалось, что уже ничего не может спасти данный союз, однако любовь, которая жила в их сердцах, возвращает все на былой лад, несмотря на эти проблемы. Любовь помогает обрести себя, получать наслаждение и дает возможность получить спасение.

Война и спасение. Ранее я уже упоминала о том, что Пол изменился после поездки на войну в Афганистан. И, как говорится, человек, побывавший на войне, сильно отличается от гражданского. Военный конфликт перенесся и на его жизнь, т.к. теперь внутри него есть две противоборствующие силы: несправедливость и вера. Внутренняя война Пола продолжается ровно до того момента, пока он не осознал, что его жизнь стремительно уходит, и он способен получить спасение. Бог утверждает, что чудо спасение может творить каждый, потому что люди на самом деле сильнее, чем может показаться на первый взгляд: «Да, сделайте, но в Вас больше сил, чем Вам кажется. Еду можно вырасти, болезни излечить, войны закончить, ветерану можно помочь и спасти брак. Поэтому, когда вы спрашиваете, почему это все происходит, посмотрите на ближнего своего. Там буду я». Получается, что все могут получить спасение, однако нужно не только просить о нем, но и прилагать усилия.

Подводя итог, хочу сказать, что в картине есть довольно много символов, которые указывают на скоротечность жизни и вечные человеческие ценности. «Интервью с Богом» – не диалог, а монолог главного героя, который истинно хочет найти ответы на острые вопросы. Зритель может обратить внимание на то, что ценности, которые поднимаются в фильме, особенно ярко взаимосвязаны между собой, а также имеют близость не только к религии, но и к жизненному укладу в целом.

_________________________________________________________________________________

Автор: © Елизавета Белоусова

Производство: США, 2017

Продолжительность: 97 мин.

Режиссер: Перри Лэнг

В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Брентон Туэйтс, Яэль Гробглас, Шарлби Дин, Хилл Харпер   и др.

 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>