Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Из Юрмалы. Наш Константин берет гитару.

Из Юрмалы. Наш Константин берет гитару.

30 Июл 2012

Константин Меладзе – самый закрытый из крупных фигур русскоязычного (включая и Украину, где он живет и работает много лет) шоу-бизнеса – не любит впускать публику не только в личную жизнь, но в и творческую лабораторию. При этом и один из самых плодовитых авторов – в его активе около 200 песен и номеров из мюзиклов, в большинстве случаев он выступает как композитор и поэт одновременно (исключения вроде «Опять метель» редки и лишь подчеркивают правило). Константин Шотаевич также избегает всевозможных «чествований», «юбилеев» и прочего общепринятого ритуального формата. Но где же проводить творческий вечер Константина Меладзе, как не на «Новой волне», в жюри которой он участвует из года в год?

Идея персональных творческих вечеров в рамках «Новой волны» – придать новое звучание, а если получится, и новые смыслы старым или просто общеизвестным шлягерам. Что в данном случае более чем удалось. «Не все свои песни я узнал, но уверен, от этого они не стали хуже» – заявил под финал концерта композитор и поэт. Подобная программа и не может быть ровной, но вечер Меладзе, наряду с неизбежными проходными номерами, преподнес и немало сюрпризов.

Для некоторых композиций исполнителей подбирали по самому очевидному принипу. Конечно, для того, чтобы достойно исполнить «Не тревожь мне душу, скрипка», нужен пластичный вокал – такой, как у Билана (хотя было бы еще лучше, если бы уже вполне зрелый 30-летний артист сосредоточился на содержании песни, а не демонстрировал изо всех сил, что может петь живьем – что другое, а это он может, мы в курсе), а «Мир, о котором я не знала до тебя», должна исполнять певица не просто с лирическим голосом и темпераментом, но и с определенным имиджем – выбор Алсу безупречен. С другой стороны, как неожиданно и точно пришлась к сложившемуся задолго до начала творческого пути Константина Меладзе образу Иосифа Кобзона песня «Осколки лета» – возникни она в репертуаре Иосифа Давыдовича лет на тридцать раньше, непременно заняла бы достойное место в ряду его главных произведений. Парадоксально, но неожиданно точно прозвучала несколько подзабытая, а некогда хитовая песенка из репертуара Валерия Меладзе «Посредине лета» в исполнении Елки с ее несколько «юродской», но такой располагающей своей непосредственностью манерой.

Надо понимать, что при всей разносторонности композиторской и продюсерской деятельности Константина Меладзе, процентов 90 написанного им рассчитано изначально либо на брата Валерия, либо на женское три «ВИА ГРА» с постоянно меняющимся составом девушек. Валерий Меладзе, однако, выступал в концерте как певец только дуэтом с другими артистами, предпочитая роль шоумена, которая ему удалась с блеском, настолько, что куда более, казалось бы, натренированные в этом деле коллеги – Ревва-Пирожков, Вера Брежнева и примкнувшая к ним Елизавета Боярская – смотрелись рядом с ним порой дилетантами. Всего три из трех десятков номеров доверили тем же исполнителям, которые записали данную песню изначально: «Оглянитесь» (Лепс плюс Меладзе), «Я не поняла» (Сердючка) и «Притяженья больше нет» (ВИА ГРА – но это тоже условность, потому что состав с момента премьеры песни неоднократно менялся). Новые же версии хитов Константина Меладзе оказались рассчитаны скорее на парадоксальное переосмысление знакомого материала. Нет, где-то было достаточно и просто сильного вокала, как в случае с Ириной Дубцовой («Я не могу без тебя») или Полины Гагариной («Я тебя не прощу никогда»), в большинстве же случаев старались найти какую-нибудь «новую фишку».

Особенно трудной задача оказалась для исполнительниц, выбравших для концерта песни из репертуара Меладзе – мужскую лирику, обращенную к женщине. В некоторых случаях замена мужского рода на женский придала песни дополнительную энергетику, как у Ани Лорак в «Красиво», а вот «Актриса» в версии Лаймы Вайкуле, пожалуй, проиграла оригиналу – несмотря на яркий вокальный и, как всегда, визуальный образ, созданый певицей, песня вышла обезличенной, в том числе буквально – о героине «Актрисы» Вайкуле пела, как и в оригинале, в третьем лице, о герое – во втором («а зрителем был ты»), получилось как бы наблюдение со стороны, не говоря уже про разрушенные рифмы. В своем обычном стиле представил песню «Параллельные» Сосо Павлиашвили – рискну предположить, что говоря о «неузнаваемости» своих песен, виновник торжества имел в виду среди прочего именно эту версию: собственное творчество Меладзе отличается полным отсутствием надуманных «этнографических» элементов, в то время как Павлиашвили привично переложил композицию на ритм кавказского танца и придал ей бешеный темп. Спорной оказалась и одна из самых ожидаемых «транскрипций» – «Как ты красиво сегодня», спетая оперным басом Паато Бурчуладзе с большим тактом, академично, однако, увы, не слишком выразительно.

Зато как влитая «села» на вокальные и артистический возможности Интарса Бусулиса «Текила-любовь» – к сожалению, один из самых ярких победителей «Новой волны» за все годы существования конкурса хорошо известен только в пределах небольшой Латвии и крайне мало – в остальном, в том числе русскоязычном пространстве, а участие в московском «Евровидении-2009″ особой славы ему не добавило. «Текилу-любовь» он исполнил абсолютно убедительно, с латинской страстью и прибалтийским вкусом. Неожиданно мощными получились и «Небеса» у Владимира Преснякова. Про Лепса лишний раз нечего и говорить – Лепс один из немногих, кто является первым исполнителем песен Константина Меладзе, но помимо хитового дуэта с Валерием Меладзе «Оглянитесь», он представил собственную версию более давней вещи «Се ля ви», и совершенно всех покорил. Даже и не выдающиеся, может быть, моменты, как выход полузабытого, а новому поколению слушателей и вовсе неизвестного Богдана Титомира с песней «Поцелуи» пришлись ко двору, придали вечеру дополнительной остроты.

Сложнейший вопрос – кому петь и петь ли вообще «Опять метель» в отсутствие Аллы Пугачевой? После Пугачевой эта, может быть, и не самая сложная, но удачная и популярная песня в исполнении любого другого артиста заведомо проиграла бы. Решение было принято простое – и безупречно точное: Константин берет гитару и сам тихим голосом поет: «За тобой не закрывая дверь, я живу уже который год…» – и женский дуэт из саундртека к фильму превращается в проникновенную мужскую балладу.

Для финала концерта выбрали «Любовь спасет мир» в исполнении Веры Брежневой, к которой на припеве присоединились другие участники концерта и ведущие. С одной стороны – логичный выбор. С другой – авторство песни официально принадлежит другому человеку, а Константину Меладзе – только аранжировка. Надо ли понимать такой ход как признание авторства, пусть косвенное (песня прозвучала уже после того, как были сказаны все слова в адрес «бенефицианта»), или просто как эффектную коду почти трехчасового шоу – не до конца понятно, но ход определенно удачный.

Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Метки: , ,
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>