Информационное агентство
Home » Скена » «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», спектакль Лаборатории Дмитрия Крымова

«Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», спектакль Лаборатории Дмитрия Крымова

18 Окт 2012

Когда зрители усядутся на свои места, один из актеров (которые вовсе даже не актеры, а рабочие сцены) спросит других: «Ну что, спектакль играть будем?» Реакцией на этот вопрос послужит жгучее любопытство – кто-то спросит «Когда?», кто-то поинтересуется «Во сколько?», а кто-то решит уточнить название пьесы. Когда решение играть спектакль будет все-таки принято, в зал (обустроенный по бокам сцены) потянутся зрители, среди которых найдется место и для самой Лии Ахеджаковой.

Вопрос, как же называется пьеса, – в каком-то смысле ключевой. Новый спектакль лаборатории Дмитрия Крымова называется сложно – «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Из первой части названия понятно, что спектакль обращен к зрителю – но Крымов идет дальше, он все действие посвящает взаимоотношениям театра и публики. Удивительно, что при всем засилье экспериментальных постановок, все они напрочь забывают про зрителя – таким образом Крымов, превращая публику в одно из действующих лиц спектакля, совершает простой, но крайне новаторский поступок. Возникает интересный фрактальный эффект – зритель как бы смотрит спектакль в спектакле и получает возможность сравнивать свои ощущения с ощущениями (пусть и срежиссированными) подсадной публики, которая активно вмешивается в происходящее на сцене.

Эта рамка и стала для меня главным элементом спектакля, затмив линию, взятую крымовцами у Шекспира. Сатира на театральную публику удивительно точна – вот дама, отправившаяся на спектакль выгулять новое платье, вот пожилая интеллигентка, считающая себя сведущей и разбирающейся, вот глуховатый старик, находящийся здесь ради жены, вот молодая мамаша, решившая причастить к святому искусству своих дочерей. Все это без преувеличения прекрасно – а особая острота состоит в том, что это не просто юмор, а сатира, которая метит в нас самих – в зрителей, пришедших на спектакль.

Что же касается основной сюжетной линии, которая рассказывает о любви Фисбы и Пирама, то она оказалась ощутимо слабее. Слабее на фоне прочих работ лаборатории, ибо по меркам среднестатистического московского театра «Как вам это понравится» – спектакль очень и очень достойный. Скажу больше – новая постановка Крымова, если рассматривать ее саму по себе в отрыве от других работ этого режиссера, оставляет сильное впечатление. Но в череде других спектаклей лаборатории это если не шаг назад, то в лучшем случае топтание на месте. Крымов пользуется ограниченным арсеналом художественно-выразительных средств – но до последнего времени он активно с ними экспериментировал, искал новые приемы и пытался сочетать эти приемы в разных неожиданных комбинациях. В какой-то момент страсть к экспериментам в нем, по всей видимости, утихла, и новый спектакль оказался собран из готовых обкатанных годами блоков, каждый из которых на ура должен восприниматься зрителем. Тот факт, что блоки эти сами по себе крайне хороши, никто не оспаривает – однако прежней чарующей новизны в этих остроумных приемах уже нет. Вдоль прохода несут ствол какого-то дерева – но ведь в спектакле «Сны Катерины» уже тащили прямо по зрителям новогоднюю елку. У старика из числа зрителей звонит мобильный – но ведь в тех же «Снах Катерины» уже была полноценная интермедия на тот же сюжет в исполнении покойного ныне Юрия Горского. На сцене вместо Пирама и Фисбы многометровые куклы – но в «Опусе №7″ такая же кукла исполняла куда более символическую роль – роль жестокой, но справедливой Родины. На экран проецируются диалоги находящихся на сцене героев – но этот прием уже был использован в «Кате, Соне, Поле, Гале, Вере…» и там это было куда более уместно (героиня общалась с персонажем, про которого она ничего не знала и который был для нее потенциально опасен). Самоповторы у Крымова случались и ранее, но в прошлом они подвергались некой деконструкции – а новый спектакль заимствует некоторые прошлые находки совершенно механически.

Несмотря на это неприятное обстоятельство, Крымов все равно остается Крымовым. Меня всегда удивляло в нем умение придумывать мощные и крайне эффектные концовки. Не обошлось без такой концовки и в этот раз. Комичный номер из балета «Лебединое озеро» (после ироничного диалога: «А еще у нас эпилог и танец» – «Давайте уже танцуйте!»), а также смешная и в то же время глубоко пронзительная сцена встречи Ахеджаковой и Гаркалина – двух этих финальных эпизодов оказалось достаточно, чтобы в одночасье сгладить все мои негативные впечатления.


Автор: © Айнеж Вихарев

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>