Информационное агентство
Home » Скена » Калека с Иншимана. Театр на Таганке.

Калека с Иншимана. Театр на Таганке.

23 Янв 2012

В Театре на Таганке вторая премьера сезона – «Калека с Иншимана» М.МакДонаха, поставленная Сергеем Федотовым. Этот режиссер МакДонаха искренне любит и щедро делится своей любовью со зрителем.  Именно Федотов открыл  российским театралам самобытного ирландца, поставив его пьесы в своем пермском театре «У моста», а позже триумфально показав их на подмостках известных  фестивалей.
Мне очень хотелось увидеть этот спектакль. Но были и сомнения – после генерального прогона в театральной тусовке звучало немало резко отрицательных оценок постановки. Да и самого драматурга не раз критика обвиняла в излишнем натурализме, а то и откровенной жестокости.  Ничего подобного в новом спектакле нет. Это история о любви, показанная в форме бытописательской комедии. Юмора много, смех в зале почти не умолкает, но режиссеру удалось  удержаться на тонкой грани, за которой «соленые» словечки говорились бы уже во вред спектаклю.  Здесь же  все они без исключения уместны, например, деревенская красотка Хелен (Александра Басова) просто не может говорить иначе. А смешными диалогами пьеса наполнена от начала до конца, несмотря на свое грустное содержание. Это действительно печальная комедия – история любви уродливого от рождения юноши Билли (безусловная актерская удача Дмитрия Высоцкого) к своей соседке, любви, от которой герой уезжает в большой мир и к которой, в конце концов, возвращается. Калека Билли представляется режиссеру очень сильно изувеченным, нарочитое физическое уродство, которое выглядит даже отталкивающим, – основной принцип визуального рисунка роли.
С самого начала зритель погружается в нарочитую «островность» действия, даже не читавшим пьесу сразу понятно, что Инишмор – не город, а именно отрезанный от остального мира кусочек суши – об этом говорит и ограниченность тем, которые обсуждают герои, и скудность новостей, добросовестно, но не безвозмездно пересказываемых Джонни ПатинМайком (Сергей Трифонов), и скупость сценических декораций. Выбранная цветовая гамма спектакля – натуральные краски, оттенки коричневого, зеленого, черного -  тоже работает на эту идею. Кажется, что в атмосфере даже присутствует запах морской воды, а ирландская музыка заканчивается порывами холодного ветра. Соответственно, молодые герои хотят вырваться из этого маленького мира и посмотреть, что же еще может предложить им жизнь. По иронии судьбы это получается только у самого слабого и уязвимого из них – калеки Билли. И уезжает он сразу в Голливуд!  Кино вообще занимает особое место не только в сюжете, но и в сценическом рисунке спектакля. Экран на заднем плане сцены уже не может считаться постановочным новшеством, а  сцена, в которой заняты практически все герои – это просмотр фильма, только смотрят актеры в это время на зрителей.

Начало второго действия заставляет нас поверить в скорую гибель калеки Билли, но скоро он появляется в своей родной деревне, в новом американском костюме и  шляпе, похоронивший не начавшуюся карьеру артиста, но сохранивший свои привычки и привязанности. Но и это не последний поворот сюжета. В эпилоге любовь торжествует, хотя это совершенно невозможная любовь грубой и злой девчонки к калеке, который не может даже прогуляться с ней по улице, и тем не менее Хелен целует его, опрокидывая все представления о так называемой норме – нормальности.  Почему-то когда герой обретает свою любовь,  мне вспомнился «Алхимик» П.Коэльо, хотя ассоциативный ряд был очень длинным. А еще МакДонах завораживает Ирландией, после спектакля хочется какого-то погружения в ее культурное пространство, ведь мы не слишком много знаем об этой стране, а спектакль показывает ее не пафосную сторону, позволяет провести какие-то аналогии   с русской деревней.

Что до пресловутого натурализма МакДонаха – у Федотова вполне хватило чувства меры не только в репликах, но и в реквизите – да, на сцене разбивают немало яиц и передают изо рта в рот «Чупа-чупс», но этим все и ограничивается.
Смотреть этот спектакль стоит не только поклонникам популярного ирландского драматурга, но и всем тем, кому интересно как выглядят актеры Таганки в контексте совершенно  иной режиссуры.

Автор: © Марианна Чекалова

 

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

1 отзыв

  1. По ссылке
    http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=215044

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МАНИФЕСТ НОВОГО ТЕАТРА

    Дата: 27.01.2012
    Источник: Виктор Терентьев

    Премьерные спектакли «Калека с Инишмана» по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха в постановке заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Национальной премии Чехии и Национальной российской премии «Золотая маска» Сергея Федотова в Московском театре на Таганке показали, что знаменитый коллектив держит высокую планку и без Любимова. Например, известный театральный критик и менеджер, кандидат искусствоведения Павел Руднев отмечает, что спектакль получился цельный, трогательный и нежный, целиком опирающийся на актеров.

    – КОНЕЧНО, СЕРГЕЙ ФЕДОТОВ может работать более жестко, – говорит Руднев, – более кроваво по отношению к своим героям – здесь легкая, сентиментальная версия… Двое артистов играют совершенно самоотверженно, на очень высоком градусе, просятся в какую-то номинацию «лучший дуэт». Это Билли и Хелен, вчера их, как это ни забавно, играла пара артистов Дмитрий Высоцкий и
    Сцена из спектакля «КАЛЕКА С ИНИШМАНА»
    Елизавета Высоцкая. Высоцкий поразительно точно и страшно копирует пластику калеки и изумительно в этих скованных, прижатых движениях может быть бесконечно разнообразным и трогательным.
    Сцена из спектакля «КАЛЕКА С ИНИШМАНА»
    Артисту удается создать галерею масок внутри телесной скованности. Такой Билли – очарованный странник. Кстати, это единственный спектакль из 7-8, что я видел по этой пьесе, где письмо Билли из Америки не выглядит скучно – а напротив, Билли читает свой словно бы символ веры, свой манифест. Билли, как я его здесь понимаю, – организм, настроенный на поиск доброго к себе отношения. Его, как цветочек, тянет к солнцу. Его мучает прошлое, ему нужно своей жизнью ответить на вопрос, а достоин ли я собственно любви, есть ли мотивация дальше жить. Поэтому он научился слушать мир и воспринимать его спокойно, без злобы, имея только одну цель – коллекционировать доброе к себе отношение, те редкие улыбки, нежность, короткие приступы сострадания, которые все-таки были на его горестном пути. И в эти моменты, когда Билли чувствует эти полпроцента добра к себе в стопроцентном безразличии или дежурной любви, артист поистине прекрасен.

    Елизавета Высоцкая в роли Хелен – огненнорыжая, как и полагается ирландке, оторва, подвижная, со сбитыми коленками, крутого нрава, ураган-девка; по сути она тот же духовный инвалид в поисках любви. Если этому парню физика не дает свободы любви, то Хелен её бешеные гормоны и нрав отдаляют от тихого любовного счастья. Изумительна сцена репетиции прогулки у Хелен и Билли: она впервые понимает, что выигрывает, когда меняет террористический темперамент на обходительный (и глаза округляются от новых ощущений: рядом с ней идет мужчина, которого – впервые – не надо мутузить!) Билли в этот момент вырастает, стройнеет на глазах, титаническим усилием воли хотя бы на полсекундочки освобождается от своих кожаных пут.

    Да, ну и, конечно, совершенно невероятная Марина Полицеймако в роли мамы Джонни. Бесстрашная бандитка-насмешница – еле передвигающаяся в своем кресле, с живыми глазами и жаждой веселой жизни. Вдова пирата и сама пиратка – с сардоническим отношением к реальности и жаждой выживать любым способом. Отдельная микросцена: как мамаша жрёт (именно жрёт – актриса тут совершенно не стесняется быть неопрятной, звериной) шляпу доктора.

    Зал принимает пьесу очень живо. Беснуется, аплодирует, смеется, легко проходит сквозь скабрезности текста: на Таганке все-таки мало было таких поистине народных неглупых комедий (да и просто комедий) про простоту, про человечность. Что тут ни говори, но Макдонах в своих пьесах (в «Калеке…» и «Спокане») говорит о редчайшей для российской культуры теме: о судьбе инвалида, о сострадании к инвалиду, о культивировании полноценности, чувства человеческого достоинства в инвалиде. Такой прямой ход через века: от капитана Копейкина – к русскому Макдонаху. И вот тут, в этой точке, новый театр достигает своего пика: театр может изменить общественные настроения.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ тоже не пожалели добрых слов для оценки совместной победы «Таганки» и Федотова. В своих репортажах «Вести» (РТР), «Новости культуры» («Культура»), «Сегодня» (НТВ) и даже Радио «Свобода» в деталях восстанавливают удивительную атмосферу спектакля, вызывая у слушателей и зрителей желание непременно его посмотреть. История создания «Калеки с Инишмана» в контексте непростой ситуации, в которой оказался театр, стараниями журналистов воспринимается как триумфальное шествие через тернии к звездам. Отмечаются актерские работы (Марины Полицеймако, Татьяны Жуковой, Дмитрия Высоцкого, Любови Селютиной, Татьяны Сидоренко, Виктора Семенова, Сергея Трифонова…) и, конечно, режиссура. Сергей Федотов в своих интервью много и охотно рассказывает об особенностях драматургии Макдонаха, об увлекательности репетиционного процесса и мастерстве «таганцев», остром психологизме созданных ими образов…

    К слову, «Ведомости» так и озаглавили свой материал, посвященный постановке, – «Калека с Инишмана»: новый спектакль «Таганки» – образец психологического театра». Издание напоминает, что руководитель пермского театра «У моста» Сергей Федотов имеет негласный титул российского первопроходца в мир Мартина Макдонаха: «Столичные театралы давно выучили имя его главного адепта – актера Ивана Маленьких. Но, открыв столь мощного автора, пермский режиссер не торопится открывать для него какой-то особый театральный язык, используя ключ старого проверенного психологического театра. Под стать ему и подробное бытовое оформление с буфетной стойкой, бесчисленными банками горошка, видеокадрами ловцов акулы в открытом море (ведь главная пружина действия – голливудские киносъемки на соседнем Инишморе, взбудоражившие островитян и заставившие главного героя испытать свой единственный шанс вырваться из плена Аранских островов)».

    По мнению «Ведомостей», актеры «Таганки», не утратившие вкус к эксцентричной игре, с удовольствием вывязывают все старомодные петельки-крючочки. «В итоге в спектакле, где режиссер воспроизводит собственный стиль, нет ни одной проваленной роли. Зато есть выдающиеся…», – заключает издание.

    Обозреватель Радио «Свобода» отмечает, что московский «Калека…» очень похож на пермского, поставленного Сергеем Федотовым в театре «У Моста», «…но артисты «Таганки» гораздо менее эксцентричны, чем их пермские коллеги, и оттого спектакль сентиментален больше, чем требуют того «черные» комедии Мартина Макдонаха. Зато зрителям такое прочтение ближе: все три предпремьерных показа прошли при аншлагах».

    «Драматургия Макдонаха – это не чернуха, он очень человечен, его произведения дают людям надежду и веру в себя, в свою Родину, – приводит слова Сергея Федотова РИА «Новости». – Это невероятно глубокий, интересный материал. А в Театре на Таганке хороший творческий потенциал, мобильная труппа, у артистов огромное желание работать, они хотят меняться, пробовать новое».

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>