Информационное агентство
Home » Скена » «КТО» Максима Виторгана, на сцене ДК им.Зуева

«КТО» Максима Виторгана, на сцене ДК им.Зуева

16 Ноя 2009

«Справедливость или милосердие?»

Муж (Андрей Ильин), Жена (Елена Ксенофонтова) и Случайный гость (Сергей Белоголовцев), неожиданно для себя ставший вынужденным затворником хозяйского гостеприимства, разыгрывают драму, плавно перетекающую в потасовку с пистолетами, выяснением отношений и постановкой философских вопросов. В основе сюжета – пьеса латиноамериканского драматурга и правозащитника Ариэля Дорфмана. В основе конфликта – трагическая история пятнадцатилетней давности, печально сказавшаяся на психическом состоянии героини. На этом горестном факте зиждется основная интрига: обвинения в адрес незадачливого гостя обоснованы или это лишь следствие расстроенного воображения жертвы? На протяжении порядка двух часов нам предлагают несколько раз поменять мнение, но по прошествии их так и остаться в недоумении… Правда, с выводом для себя: истина не так важна, гораздо важнее – поднять Проблему. А проблема философская, из разряда «вечных», то есть неизменно актуальных. Как всегда, проблема выбора. Так вот: Справедливость или милосердие? Милосердие или закон? Закон или справедливость? До какой степени можно позволить себе насилие для предотвращения большего насилия? И чем вообще можно предотвратить насилие – моралью, законом или насилием? Именно эти вопросы поставлены во главу угла «Кто» и просачиваются сквозь псевдо детективную интригу. Но постановка их не кажется достаточно убедительной, и, быть может, оттого вскоре зрители начинают зевать и поглядывать на часы. Заодно с актерами, действие топчется на месте, полтора часа два героя в одной квартире что-то говорят, чтобы говорить, в то время как третий, и подавно, с кляпом во рту. И только сценография немного спасет ситуацию: перемещаемая конструкция, грубо говоря, перегородка, каждый раз заново разделяет пространство, намекая на наше перемещение в стенах дома и придаёт хоть какую-то динамику всему происходящему.

Все начиналось с подготовки к ток-шоу и закончится – снятием микрофонов. Таблички с незамысловатыми надписями: «Смех», «Аплодисменты» унесет барышня в спецовке и «гриндерах». «Снято. Всем спасибо». Нагловатый и популярный ведущий исчезает за ширмой. Рабочие разбирают сцену. Зрители аплодируют, аплодируют, аплодируют и …. расходятся по домам. Справедливость или милосердие? – каждый решит для себя сам.

Автор: © Mironositskaya

 


 

«КТО ведет шоу»

Двое мужчин и одна женщина, объединенные общим прошлым, волею драматурга оказываются во власти памяти на территории загородного дома. Но это не любовный треугольник. Эти трое – жертвы другой пагубной страсти – жажды справедливости – утолить которую невозможно, а вот приблизиться к анализу психопатологии власти герои пытаются.

Марк Ильина – современный Дон Кихот, алчущий справедливости, метущийся в попытках обретения любимой женщины. Анна Ксенофонтовой трогательна и величественна одновременно, она – главный постановщик и исполнитель спектакля-самосуда.

Красивая супружеская чета выясняет: можно ли умереть от избытка правды, можно ли простить, чтобы забыть, и что все-таки побеждает – справедливость или милосердие?

Ответственность за эмоции – на Ксенофонтовой, герой Ильина – пример вечно рефлектирующей интеллигенции. Между ними на сцене периодически возникают не глухие, но все-таки трудно преодолимые преграды. Их-то супруга стремится преодолеть, а супруг – объяснить. Однако, эволюции героини – от образа тоскующей затворницы в мятом халате до роковой мстительницы в огненном одеянии – авторам спектакля недостаточно. Они расширяют пространство камерной драмы, за счет введения мотива ток-шоу – здесь происходит словесная дуэль мужчин.

Улыбки героев – горькие, шутки саркастичные, а истеричный смех срывается в плач. Спектакль по пьесе «Смерть и девушка» А. Дорфмана, заявлен как триллер-комедия. И до финала зритель недоумевают по поводу жанрового определения. А вот обрамление, наконец, расставит все акценты. Что как ни комедия нравов – сегодняшнее телевизионное ток-шоу?! А пафосная маркировка «общественно-политическое» лишь добавит специфической жанровой специи. Здесь циничный, алчущий аплодисментов ведущий (Белоголовцев) принимает в жертву робкие излияния поборника демократии (Ильин) и объявляет смс-голосование.

Все актерские работы в спектакле на высоком уровне. Но если авторы предлагают рассуждать о проблеме в жанре и терминах ТВ, можно вспомнить и о ТВ-амплуа актеров, которое, как ни странно, придает дополнительный объем замыслу. Тогда в спектакле словно отыгрывается оборотная сторона экранных масок деловой женщины, юродивого, подкаблучника.

Интерактивность – пожалуй, самое популярное средство выражения в современном, неакадемическом театре, М. Виторган использует без изысков, к месту. Так сегодняшняя российская реальность с ее медиаперсонажами органично вместила в себя пьесу камерную, экзистенциальную. И, благодаря включению мотива шоу, все прочие закадровые заигрывания с публикой к финалу уже не кажутся бесполезными. Приятно, что режиссер не страдает кинозависимостью, не ориентируется на известный триллер Р. Поланского, а апеллирует к сегодняшнему дню и собственному опыту. В своем театральном режиссерском дебюте Виторган не стесняется своего ТВ-прошлого/настоящего, ведь главное – чувство меры ему не изменило.

Автор: © Нина Спутницкая

 


 

Драматург: А. Дорфман
Режиссер: М. Виторган
В ролях: А. Ильин, С. Белоголовцев, Е. Ксенофонтова

Премьера состоялась 15 ноября 2009 года.

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>