Говорят, осень – наиболее подходящее время года для размышлений о жизни, её путях и всевозможных смыслах. Что ж, новый фильм Ричарда Линклейтера по мотивам культового романа Марии Семпл с Кейт Бланшетт в главной роли придётся как нельзя кстати. Пусть в центре внимания и оказывается женщина с неординарной профессией и судьбой, а речь идёт о личном и творческом кризисе, не стоит опасаться унылых сетований, заумно-пафосных нравоучений или нарочитого морализаторства. Зрительскому вниманию предлагается картина удивительно нежная, но при этом честная и чуткая, напоминающая о беззащитности и хрупкости нашего мира, а также о красоте, силе и отваге его творящих.
В прошлом самобытная и состоятельная архитектор Фокс сегодня ведёт затворнический образ жизни, отгородившись ото всего и всех и, вероятно, посвятив себя семье. Семья у неё, действительно, прекрасная: преуспевающий и любящий муж, интересная и самостоятельная дочь, с которой Бернадетт проводит много времени и общается, скорее, как с хорошей и проверенной временем подругой. Однако, уже в домашнем быту можно увидеть следы хаотичности, растерянности и упадка. Хотя многое рассказано и показано вскользь, этюдным методом – без конкретики и осязаемой реалистичности, что отчасти мешает основательному психологическому подключению к героям и серьёзному сопереживанию, предлагаемые обстоятельства очевидны и вызывают интерес и понимание. Скатиться в трагедию или драму не позволяет деликатно соблюдаемая дистанция, а также прекрасный юмор – в меру интеллектуальный, местами черноватый, легко соседствующий с вызывающей уважение и доверие самоиронией. Чарли Чаплин, помнится, говорил, что жизнь издалека комедия, а вблизи трагедия – на этой грани виртуозно легко и точно, кажется, и существует многогранная героиня Кейт Бланшетт. Случившееся с ней легко может произойти с каждым, но, сообщая зрителю позитивный и конструктивный заряд, Бернадетт подтверждает: никогда не бывает слишком поздно, чтобы осознать, принять, понять, простить и двигаться дальше. Повествуя о себе и о семье, героиня убедительно права, приходя к выводу, что если всё по-настоящему, то выбирать между собственной реализацией и общественной ролью не приходится: ничто не порождает конфликт и не вступает в противоречие.
Любопытно, что роман представляет собой серию писем дочери, ищущей свою мать (роль дочери стала дебютом для Эммы Нельсон, с которой она вполне успешно справилась). Адаптировать подобный материал под киноформат было непросто, но выстроенная сюжетная линия оказалась органично созвучной литературному материалу. Как сказал в интервью один из сценаристов (Холли Гент), для него это, в первую очередь, «история о человеке, который стремится идти по собственному пути, игнорируя навязываемые общественными нормами маршруты».
Предложенное нам путешествие-приключение наглядно демонстрирует сложный и извилистый путь от себя к себе, а прямо-таки барочная система множественных «пропаданий», которые так стильно рифмуются творческой группой, помогает выбраться из жизненного лабиринта, знакомого каждому. В фильме созданы объёмные образы живых людей, каждый из которых остаётся неразгаданной загадкой – такое тактичное прикосновение к личности подчеркивает сложность и неоднозначность человеческих отношений.
Порой для того, чтобы сделать первый шаг, нужно (позволить) уничтожить изгородь и… снять тёмные очки? Случается, что страшащие нас испытания несут в себе удивительные и вдохновляющие возможности, а не ожидаемый приговор или удручающий диагноз. В конце концов, может быть, действительно, мир открывается идущим ему навстречу с улыбкой?
__________________________________________________________________________________
Автор: © Яна Фельвитская
Производство: США, 2019
Продолжительность: 130 мин.
Режиссер: Ричард Линклейтер
В ролях: Кейт Бланшетт, Джуди Грир, Кристен Уиг, Эмма Нельсон и др.