Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Квартира» («Камерный театр Малышицкого»)

«Квартира» («Камерный театр Малышицкого»)

15 Апр 2018

Размышления о судьбе «маленького человека» существуют не одно столетие. Сколько великих классиков литературы, кино и театра обращались к ней? Множество. А сколько еще будут? Загадка. Почему же человек, довольствующийся удовлетворением потребностей лишь в безопасности и сытости, герой столь популярный? Разве не он зациклен исключительно на финансовом достатке и его девиз «как бы чего не вышло», соглашаясь в результате на хиленькое, но постоянное, а не на рискованное, но «безгарантийное», и потому заслуживает нашего презрения, как нас учили еще в школе?

Разгадка его популярности в том, что он в известной степени близок каждому из нас. Близок нам, которые боятся себе в этом признаться, нам, которые категорически это отрицают, которые ищут малейшее отличие от того самого «маленького человека» и торжествуют, чем больше их обнаруживают, нам, которые так зависимы от страха оценки посторонних. Но плохо ли быть «маленьким человеком»?

В субботу, 7 апреля 2018 года,  года в Камерном театре Малышицкого в Санкт-Петербурге прошла премьера спектакля режиссера Валентина Левицкого, заявленного как «урбанистическая сказка про маленького человека по мотивам одноименного фильма Билли Уайлдера». Спектакль, к слову, максимально приближен к фильму, но еще более проникновенен для зрителя и реалистичен для сознания. Фильм черно-белый, 60-х годов и оттого, кажется, что это было давно и неправда. Но хотя спектакль описывает историю того же времени, он воспринимается, как драма 21 века. Актеры так проникновенны и близки к зрителю, что нет-нет, но, передвигая декорации или пробегая мимо, могут коснуться, и ты ощущаешь свою сопричастность к происходящему. Когда находишься в гуще событий, то трудно смотреть на спектакль лишь как представление или не существующую историю из фильма, книги или журнала.

Главный герой «Квартиры» живет в типичном мегаполисе (Нью-Йорке), работает в типичной крупной страховой компании. Он ничем не примечателен, зовут его Мистер Уай (Ник Тихонов). Кстати, все действующие лица носят имена по буквам английского алфавита. Так, возлюбленная главного героя – Мисс Кью (Надежда Черных), а один из акул страховой компании, перед которым трепещет наш герой – Мистер Би (Андрей Шимко). Вероятно, в традициях русской прозы главного героя могли бы звать Господин N, как и другие персонажи носили бы максимально обезличенные или «стандартные» имена. Не для того, чтобы сохранить инкогнито, а для указания на их типичность и схожесть с каждым из нас.

Мистера Уай чаще называют Дружище, окончательно лишая уникальности, не утруждая себя даже в запоминании его имени. В прозвище Дружище заложены и основные черты характера главного героя: про таких говорят «добрый малый», за чем в данном случае кроется «удобный для всех», безобидный, безотказный, не представляющий интереса без надобности.

Однако, у Мистера Уай есть одна особенность, заставляющая помнить о нем даже самых высших небожителей страховой компании, где он исправно служит. Дружище сдает свою квартиру коллегам (чаще начальству) для их встреч с пассиями, а порой и лишь случайными встречными. Наш герой снабжает их не только территорией для любовных утех, но и спиртным с угощением. Дружище полностью лишает себя возможности прийти домой не «по графику» и даже болеть, лежа дома в постели. Ему перепадает кое-какое вознаграждение за апартаменты: то сумму обещают, то билеты в театр, но главное – это продвижение по карьерной лестнице. Влиятельные коллеги кулуарно продвигают Дружище, хвалят и рекомендуют перед высшим руководством. К слову, именно благодаря этому спустя время Мистер Уай получает весьма престижную должность и феерический карьерный взлет. Он больше не рядовой клерк страховой компании. Формально Дружище становится тем, кому раньше сам заглядывал в рот. Сейчас он может хвастать и бравировать «дружбой» с боссом (также не брезгующим квартирой), объявлять внеурочный перерыв в работе для лифтерши и чувствовать себя хозяином новогоднего корпоратива. Но все-таки он не становится «своим».

Дружище влюблен в лифтершу Мисс Кью, которая крутит роман с влиятельнейшим Мистером Би. Девушка пытается покончить жизнь самоубийством после неудачного свидания с боссом в квартире Дружище. Именно после этой сцены мы видим то, что прежде было скрыто взору зрителя. Главный герой из низкосортного спекулянта, дурачка-клерка превращается в бескорыстного, щедрого и заботливого мужчину. В его простоте больше нет глупости, а самоотверженность и жертвенность больше не бесхребетность, приправленная алчностью. Что это? Любовь? Герой утверждает, что да, он «страстно влюблен в Мисс Кью». Пусть так. Но кажется, что Мисс Кью лишь та, которая видит Дружище таким, какой он есть, не стремится извлечь выгоду от общения с ним, и Мистер Уай обнажает свою душу. Главное же то, что у него есть душа, которая в итоге побеждает.

Мистер Уай больше не ведется не манипуляции своих «друзей»-коллег, бросает престижную должность и уходит с работы в надежде переехать в другой город. Человека без души ничто не позовет от постоянства, стабильности, комфорта, безопасности, денег и еды. А может ли быть душа у «маленького человека»?

Душа есть у всех, но в тот момент, когда человек начинает слушать ее,  он едва ли «маленький».

Этот спектакль о сне и пробуждении, о буднях и праздниках, об искренности и обмане, о юморе и драме, о правде и заблуждениях. Он о быте и о бытие. Спектакль о нас, о наших страхах, о наших привычках. «Квартира» заставляет задуматься и не дает ответа. Ведь это «урбанистическая сказка», которая лишь намекает.

Блестящая режиссура и нетривиальный подход к самому обычному сюжету с самыми обычными персонажами.

Удивительно, что к концу спектакля костюмы действующих лиц, исполненные в исключительно серо-белой и синей гамме, уже не кажутся метафорой типичности нашего урбанистического мира, а воспринимаются как минималистичная оболочка, не отвлекающая внимание от главного вопроса: «что нужно моей душе».

______________________________________________________________________________

Автор: © Яна Фельвитская

Премьера состоялась 7 апреля 2018 года.

Режиссёр Валентин Левицкий

Художник-постановщик Надежда Лопардина

Артисты:Ник Тихонов, Надежда Черных, Андрей Шимко, Виктор Гахов и др.

Продолжительность: 2ч. 30 мин.

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>