«Последняя сказка Риты», если не одна из самых ожидаемых, то точно одна из самых обсуждаемых картин основного конкурса ММКФ, была представлена зрителям вечером 28 июня в мультиплексе «Октябрь». Утром того же дня в кинотеатре «Художественный» прошла пресс-конференция, о ней и речь.
Участниками стали: режиссёр, продюсер и исполнительница одной из главных ролей Рената Литвинова, актрисы Татьяна Друбич, Ольга Кузина и Николай Хамерики, режиссер по профессии, впервые примеривший на себя амплуа актера.
Литвинова вместе с артистами появилась в набитом под завязку зале вовремя. С первых минут стало понятно, что все внимание будет приковано к ней. Она, кажется, и сама это знала, несмотря на заверения о том, что не ожидала такого отклика общественности и интереса к своей картине. Первый вопрос задали про то, как снимали картину. «Незаконно. В подвале и на улице. У нас не было денег купить разрешение» – смело сказала Литвинова. Вообще, она вела себя в свойственной ей манере: крайне прямо говоря о многих вещах. Например, на вопрос о ряде неудач с подбором человека на должность оператора картины она ответила не без иронии: «Это своего рода братская могила». В титрах в этом качестве указано аж пять фамилий – просто с четырьмя из них отношения не сложились. Впрочем все они сейчас живы, как и ассистентки, которые менялись не единожды. Не было и художников по костюмам, все наряды для персонажей Литвинова выбирала сама, ведь это ее сказка, сделанная ею от и до. Кстати, о сказках. На вопрос «А не боитесь ли вы заигрывать с такой острой темой?», режиссер ответила, что она и есть эта тема и играть с собой не страшно.
Не страшно было и актерам, хотя они были немногословны. Титул первого «положительного мужчины», оправдывающего все надежды на мужской род, заслужил режиссер Николай Хамерики (его картина «Сердца-бумеранг» была показана в рамках 33-го ММКФ). По его словам, для того, чтобы снимать хорошие картины, режиссеру необходимо попробовать себя во всех сопутствующих этому ремеслу профессиях, пройти все ступени. Поэтому,когда Рената предложила ему роль в своем фильме, он сразу согласился на возможность побывать по ту сторону баррикад. Актриса Татьяна Друбич во время съемок «Последней сказки Риты» вернулась в студенческие годы – все благодаря ощущению азарта, задора и свободы, которые присутствовали на площадке. Сложнее всех пришлось Ольге Кузиной, которую и в гроб клали, и в морге «вскрывали», да и сам персонаж Маргарита Готье оказался достаточно сложным для воплощения. Но Кузина осталась довольна работой, заверив всех, что для нее эта картина стала фильмом, в котором она была рада сниматься.
Но оставался еще один, чуть ли не главный вопрос: какие фильмы любит сама Литвинова. Конечно, ответ содержал имя Киры Муратовой. «Кира – моя одесская мама. Меня восхищает ее дерзость не бояться быть самой собой, ее умение любоваться актерами, побеждать вопреки всему. Но все-таки, моя работа самостоятельная». Из названных лент был «Орфей» Жана Кокто с его неповторимой эстетикой. Не обошлось без политики. Но, даже не дослушав вопрос, Литвинова ответила четко и ясно, что она свободная женщина из Советского Союза и хочет отвечать только за себя. И для нее неприемлемо, когда людей, занимающихся искусством, втягивают в политические дела.
«Кино есть шаманизм. Не знаю насколько мне удалось зашаманить зрителя, но я очень старалась» – поделилась режиссер. Собственно, на этом можно и закончить.
Автор: © Анастасия Мориц