Информационное агентство
Home » Синема » Мастер /The Master/

Мастер /The Master/

14 Дек 2012

Объектом изучения камеры в шестом полнометражном фильме Пола Томаса Андерсона «Мастер», как и в предыдущих его работах, становятся человеческие взаимоотношения. Меняется фон картины – характер, время и место. В этот раз действие разворачивается в послевоенном мире, большей частью в Америке, в 50е годы. И в спокойной, неторопливой манере с редкими флешбеками описывается отрезок из жизни парня Фредди (Хоакин Феникс). С момента выхода предыдущего фильма Андерсона «Нефть» прошло без малого пять лет – к процессу съемок «Мастера» режиссер подошел не менее тщательно и скрупулезно, чем предыдущей своей картины.

Фредди – бывший моряк, отслуживший войну. Он асоциальная личность, человек очередного послевоенного потерянного поколения, человек с туманным прошлым и неясным будущим. Он не может разобраться в своих привязанностях и пристрастиях – он затерялся во времени и пространстве. Его волнуют лишь низменные желания. Фредди много пьет и вспыльчив. Он не может найти свое место в жизни, пока не оказывается на яхте после очередных злоключений. Там он знакомиться с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман), эдаким ученым-философом-гуру, и его семьей. Чуть позже оказывается, что эти люди во главе с Ланкастером – ядро некого духовного общества «Миссия». После Второй Мировой войны в Америке возникло много подобных организаций на почве всеобщей потерянности. Именно эти взаимоотношения между неудачником Фредди и харизматичным, уверенном в себе лидером «Миссии» и приковывают внимание зрителя более чем на два часа.

Герой Филипа Сеймура Хоффмана – не менее противоречивая личность, чем Фредди. Он многогранен, образован, улыбчив и трудолюбив. В общем-то, противоположность Фредди. Но после того, как они начинают тесно общаться – начинают и перенимать черты друг друга. Фредди учится быть менее агрессивным, вспыльчивым, учится общению и взаимодействию с людьми в обществе. Так и Ланкастер начинает отчасти перенимать повадки Фредди. Именно повадки – Фредди как дикий, необузданный зверек. Хоакин Феникс по-настоящему виртуозно исполняет эту роль. Мимика лица, постоянно искривленного в гримасе, поджатые губы, кривая полуулыбка, чуть задранная голова, неуклюжие жесты, несколько нелепо сидящая даже дорогая одежда – все проработано до мельчайших деталей. Что касается Ланкастера Додда, то он ближе к концу фильма становится мнительным, не столь уравновешенным как хотелось бы ему, в нем просыпаются животные инстинкты. Ему как будто бы хочется вырваться из невидимой клетки, почувствовать хоть толику свободы:  свободу от норм поведения общества, психологическую свободу. Именно поэтому Ланкастер срывается на свою соратницу, которая указывает ему на отклонение от первоначальной теории, именно поэтому он берет часть своего семейства и Фредди для поездки по пустыне на мотоцикле. Но за деятельностью Ланкастера «серым кардиналом» стоит его прекрасная, с виду кроткая жена Пегги Додд (Эми Адамс). Она как истинный манипулятор говорит вкрадчиво и убедительно. Она носит прелестные платья с воротничками. Именно Пегги, умело осуществляя контроль над желаниями, потребностями и стремлениями мужа, посадит его в слишком большой кабинет со слишком большими окнами и слишком большим количеством свободного пространства. Именно по этим причинам ей не нравится Фредди, который, несмотря на свою простоту, совершенно не поддается внушению и дрессировке. Он меняется лишь вследствие совершенно обычных процессов, которые происходят при тесной дружбе двух людей.

Немного тягучее, спокойное, бесстрастное повествование фильма разбавляется музыкой Джонни Гринвуда, композитора и гитариста Radiohead. Джонни уже работал с Андерсоном над фильмом «Нефть». Музыка Гринвуда придает «Мастеру» какой-то тревожный оттенок, добавляет беспричинный саспенс, который не получает развития, но нарушает гармонию и жизнерадостную идиллию ярких и сочных цветов. Здесь надо сделать отдельный комплимент операторской работе. Во-первых, этот фильм был снят на 65 мм пленку, которая в наши дни очень редко используется, и пережила пик своей славы еще в 60е, приблизительно в то же самое время, когда происходит действие фильма. Во-вторых, это мало того, что сочные и насыщенные кадры в цветовом плане, но это еще и изумительно выстроенная композиция.  Цвет соревнуется с формой, и в некоторых сценах берет верх. Например, в нескольких кадрах бурлящего из-под яхты моря, где белая пена, насыщенный синий, бирюзовый, лазурный искрятся в лучах солнца. В-третьих, это крупные планы, где актер остается наедине с камерой, которая ловит каждую эмоцию, отмечает каждую складочку, проецирует на зрителя малейшее изменение настроения героев.

В общем-то, фильм «Мастер» получился эдаким рассказом о нескольких людях, живших 60 лет назад, в эмоционально нестабильное время. Здесь нет какой-либо морали, все происходит за гранями добра и зла, описывается обычная жизнь вполне обычных людей. Немного мистификации добавляет наличие секты с ее внутренними процессами. Все это напоминает некую полудрему, в котором происходящее, каждая фраза кажется чуть более многозначительной, чем оно есть на самом деле.


Автор: © Анастасия Курляндцева

 

 

События фильма  «Мастер» происходят по окончании  Второй Мировой войны, когда жизнь в Америке забурлила с новой силой, и это была пора не только новых надежд и веры в светлое будущее, но и период духовной тоски, пустоты  и беспокойства. Главный герой – Фредди (Хоакин Феникс) пережил  все ужасы армейской службы  и абсолютно сбит с толку мирной жизнью, он много пьет, бродяжничает, перебивается  несерьезными подработками. В результате череды событий он знакомится с Ланкастер Доддом (Филип Сеймур Хофман) – наставником «Миссии» (недавно возникшего квазирелигиозного общества). Это властный, самодовольный, уверенный  в себе человек, манипулирующий людьми при помощи гипноза, владыка, он вытягивает по ниточке секреты и внутренние переживания своих «наставников».

Это фильм безусловно о любви.  Ланкастер полюбил Фредди намного больше чем сына, брата, друга, он видел в этом абсолютно свободном и неприкаянном человеке себя, он и есть этот дебошир, бестолочь и пьяница, единственный, кто так и не подчинился Мастеру… Фредди – совсем не красавец, пьяница и бестолковый работяга – заставлял смеяться весь зал, я же прослезилась от того, как он по-детски улыбается, как плачет, вспоминая ушедшую любовь, как истерически пытается понять и принять изменения внутри себя.

В российский прокат фильм выйдет 14 февраля 2013 года, но не думаю, что есть смысл идти на него с целью отдохнуть с любимым человеком. Эту картину я бы рекомендовала для домашнего просмотра, так как в кинотеатре все-таки тяжело  воспринимаются картины такого плана, когда в не самых удобных креслах ты должен два с лишним часа сидеть и пристально наблюдать за каждой улыбкой, ухмылкой актера, боясь пропустить самое главное.


Автор: © Мария Карагодина

 

Производство: США, 2012
Жанр: драма
Продолжительность: 144 мин.
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Сценарий: Пол Томас Андерсон
Оператор: Михай Малаймер мл.

В ролях: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Джесси Племонс, Лора Дерн, Эмбир Чайлдерс, Рами Малек

Премьера (мир): 1 сентября 2012
Премьера (РФ): 14 февраля 2013

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>