Информационное агентство
Home » Синема » Материк /Terraferma/

Материк /Terraferma/

10 Апр 2012

Кино получилось сильное и тонкое, учитывая, что тему нелегальной миграции в Европе дозволяется «художественно» освещать только с «единственно верной» позиции: несчастные иммигранты страдают, а коренные европейцы их угнетают. «Материк», в общем, этот канон не ломает. На маленьком итальянском острове Лампедуза близ Сицилии живет Филиппо, потомственый рыбак. Но рыбы мало и она не кормит, а кормят туристы. Ему удается сдать жилье троице молодых людей, двум парням и девушке, девушка рыбаку нравится, да ничего у них не выйдет. Из Африки косяками плывут мигранты, прыгают со своих утлых плотов, вот-вот потонут. Однажды Филиппо с дедом подбирают нескольких, среди них беременная негритянка с сыном, остальные отправляются потом в участок, а женщина остается рожать. У нее муж работает в Турине и она надеется пробраться к нему, хотя второй ребенок, девочка – не от мужа, а от насильников-охранников в ливийской тюрьме, и старший сын не желает ее признавать. Тем временем дедову лодку арестовывают за пособничество миграции. Но дед твердо стоит на страже «морских законов»: нельзя бросать людей в воде. А вот дядя Филиппо занимается мелким туристическим бизнесом и для него нашествие африканцев подобно чуме.

Понятно, что в море людей бросать нельзя – но что же с ними делать, если они сами туда бросаются? Наверное, жить им у себя в Африки совсем невмоготу – но значит ли это, что надо пропадать всем вместе, потому что всем вместе спастись не получится? Кульминационный момент картины – ночная прогулка Филиппо с приезжей девицей – они поехали покататься, поплавать голышом, а вместо этого юный рыбак вынужден на глазах у сентиментальной городской бабенки отбиваться от одуревших дикарей, готовых перевернуть лодку в своем старании забраться на борт, и лупит он их веслом по загребущим рукам, и отпихивает всячески – естественно, завязавшийся едва-едва роман с сентиментальной девушкой-гуманисткой обрывается сразу по возвращении на берег, но хорошо еще, что вернулись, а не потонули вместе с африканцами. Туристы уезжают, а Филиппо в отчаянии все же пытается вывезти с острова роженицу с двумя детьми, похитив арестованную лодку, то есть совершая уголовное уже преступление и перечеркивая собственое будущее. Ну что же, пусть хотя бы у африканцев жизнь наладится, если уж у Европы будущего нет. По крайней мере, итальянская картина лаконично и стильно (море, пляж и красивые загорелые тела составляют прекрасный контрастный фон для жесткой социальной драмы; а кроме основной сюжетной линии, связанной с африканцами, ветвится система побочных: и задушенная в зародыше любовь Филиппо, и его непростые отношения с матерью, с семьей в целом) показывает перспективу, как она есть, не пытаясь навеять сон золотой о единой мультикультурной Европе, где под каждым под листом всем готов и стол, и дом.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Франция, Италия, 2011
Жанр: драма
Продолжительность: 88 мин.
Режиссер: Эмануэле Криалезе
Сценарий: Эмануэле Криалезе, Витторио Морони
Оператор: Фабио Чанкетти
В ролях: Филиппо Пучилло, Донателла Финокьяро, Беппе Фиорелло, Миммо Кутиккьо

В прокате в России с 29 марта 2012

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>