Информационное агентство
Home » Синема » [33 ММКФ] Мечтатели

[33 ММКФ] Мечтатели

08 Июл 2011

Всегда стараюсь посмотреть хотя бы один фильм из программы «Социалистический авангардизм», присутствующей на ММКФ, кажется, четвертый уже год. Больше было бы трудно и по времени, и физически – навык постоянного восприятия не всегда хорошо сохранившихся лент отсутствует, но каждый раз открываю что-то для себя. Именно в рамках «Социалистического авангардизма» я несколько лет назад впервые увидел самый, наверное, удивительный и загадочный в истории русскоязычного кино фильм – «Строгого юношу» Абрама Роома по сценарию Юрия Олеши, который в этом году снова присутствует в фестивальной афише, но уже в программе «Поколение ноль выбирает»

Давид Марьян – имя для меня совершенно новое, да и для специалистов – нехрестоматийное. Сценарист по большей части проходных фильмов, автор трех, кажется, картин в качестве режиссера, умерший своей смертью от сердечного приступа в возрасте 45 лет в 1937 году – вот ведь повезло! – нещадно громивший «Бежин луг» Эйзенштейна – творческая биография не самая презентабельная. Фильм «Мечтатели», однако – кино своего времени, и хотя это, конечно, не «Строгий юноша», в нем тоже масса всего такого, чего уже спустя два-три года после выхода картины в советском кино появиться просто не могло.

У старого профессора Волынцева – два взрослых сына. Сергей – красный комбриг, Андрей – инженер, не воевавший, но и не сочувствующий революции. Брат-контрреволюционер пытается застрелить раненого брата-революционера – не удается, и его самого трибунал приговаривает к казни, но инженер нужен рабочим для восстановления завода в качестве «технорука» (технического руководителя, то есть – прелестный новояз начала 20-х годов). Однако люди бегут в деревню, где можно как-то прокормиться, уезжает даже беременная жена одного из партийных активистов, и рожает прямо на переполненной крыше вагона движущегося поезда (несознательную гражданку, впоследствии исправившуюся, играет Алла К.Тарасова). Тем временем подступает НЭП, и находятся «партийцы», в частности, некто Хайлов (замечательная роль Михаила Жарова), предлагающий поступиться революционными завоеваниями и отдать завод на откуп необуржуазии и, что еще хуже, иностранцам, недавним интервентам. А бывший комбриг Волынцев «вычищен», исключен из партии за несогласие с установками НЭПа.

Понятно, что революция и социализм благодаря сознательности рабочих побеждают – но фильм не об этом. В нем иногда бьют, иногда стреляют, но никого не убивают, зато постоянно ведут дискуссии на темы отнюдь не только с восстановлением производства связанные. Например: человек для революции – или революция для человека? Или по поводу происхождения человека от обезьяны – в разрезе почти том же, что много позже и совсем на ином материале будет подниматься в гениальных «Чужих письмах» Авербаха, только более абстрактно: что есть человек, далеко ли он ушел от обезьяны, в чем между ними разница? Мало того, оригинальный сценарий назывался «Восстание человека», то есть «восстание» понималось как акт экзистенциальный и этический, а не социальный и не политический только лишь. В названии же «Мечтатели» иронически отразилась формула Герберта Уэллса, назвавшего «кремлевским мечтателем» Ильича, с которым он встречался в 1920-м году. Почитав Уэллса, «сознательные» работяги пишут ему письмо, и перековавшийся буржуазный интеллигент, инженер Волынцев, осознавший, что это у них там, на прогнившем западе, дважды два – всегда четыре, а у победившего пролетариата сколько захочет рабочий, столько и будет дважды два, хоть стеариновая свечка, тоже подписывает письмо Уэллсу. А еще рабочие все и постоянно поют, от завклуба Яшки, который ходит на костылях, потому что когда-то в порыве трудового энтузиазма оказался придавленным в шахте горной породой, до главного заводилы-казаха, роль которого исполнил Лев Свердлин, будущий Ходжа Насреддин. Обаятельный и слегка придурковатый инородец – обязательный персонаж в пьесах и фильмах о революции 1920-х-1930-х годов, в «Бронепоезде 14-69″ Иванова был китаец Син Бин У, в «Путевке в жизнь» – татарин Мустафа, в «Мечтателях» – казах Баис.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: СССР, 1934
Жанр:
драма
Режиссер:
Давид Марьян
Сценарий:
Давид Марьян
Оператор:
Игорь Гелейн, Николай Юдин
В ролях:
Алла Тарасова, Николай Плотников, Лев Свердлин, Михаил Жаров, Владимир Гардин, Николай Чаплыгин

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>