Информационное агентство
Home » Синема » [32 ММКФ] Евразиец /Indigene d’Eurasie/ (8 1/2 фильмов)

[32 ММКФ] Евразиец /Indigene d’Eurasie/ (8 1/2 фильмов)

20 Июн 2010

И вот на ММКФ еще один фильм, о котором не грех и порассуждать. Криминальное роуд-муви в лучших традициях первого «Бумера». Трудно не согласиться с тем, что «Бумер» – это явление для российского кино культовое, вопрос в том, сможет ли «Евразиец» стать культовым для кино литовского? Впрочем, этот фильм не только литовский – в аннотации значатся еще Россия и Франция. Большая часть действия происходит в Москве, половина персонажей русские, а финал картины разворачивается в Париже – еще не забыть бы о том, что перед тем как попасть в Париж, главный герой довольно долго плутает в белорусских пущах. Короче, пан-европейское произведение, если уж упрощать, то вообще – евразийское. По-европейски стильное и тонкое, по-русски безжалостное и беспощадное. Вот с беспощадностью, кажется, перебрали – финал с контрольным в голову явно лишний, надуманный, правда его тут поперчили европейской красивостью: персонажа убивают в тот момент, когда он звонит своей мертвой любовнице. И вот значит идет гудок, утопленную любовницу выкинуло на берег какой-то смоленской речушки, его друг загнулся в парижском переулке и окровавленный мобильник посылает сигнал в никуда. До боли напомнило заставку недавнего сериала «Школа» – правда, связи между этими двумя кинопродуктами нет никакой.

Герой спешит на запад, прочь из Москвы, в деревню, к тетке, в глушь – но оказывается почему-то в бомжатнике под Смоленском. Он настоящий русский мужик, герой Балабанова и Буслова, он молчит, не проговариваясь ни единой живой душе о своих планах, и гнет свою линию, пока она окончательно не загнется. Он имеет по очереди то блондинку, то брюнетку – и знает, что это правильно. Но его бег – это бег в никуда, попытка уехать на велосипеде от дождя, крути педали, не крути – тебя все равно замочит (в нашем случае – замочат). Фильм именно что о безысходности, о невозможности исправить что-либо тогда, когда уже все потеряно. Когда все потеряно, нужно принять это и успокоится, ибо если не успокоится, можно потерять нечто большее, чем просто «все».

Очень хорошо воссоздана атмосфера фильма – в Евразии зима, в Москве сугробы, в Париже новогодние елки… В таком контексте очень любопытно смотрятся явные не состыковки, связанные с натурой. Если на улицах елки, значит на дворе декабрь. Если белорусские реки не скованы льдом, а деревья голые и без снега, значит либо ноябрь, либо март. И тут в финале звучит фраза «Ведь мое лето только начинается» – начало лета, июнь. Коловращение времен года опять напоминает о безысходности. Здесь уместен Блок:

«Живи еще хоть четверть века,
Все будет так, исхода нет»

И фильм – об этом. Из замкнутого круга – не вырваться, пусть даже за кадром мягкий и умиротворяющий французский шансон (звуковое сопровождение поразило – контрапунктом, но в удивительном соответствии). Закадровый голос, повествующий о себе в первом лице, музыка, с подтекстом «сейчас все плохо, но потом будет здорово», а в финале – окровавленный мобильник. Но потом все будет хорошо. Гена и Саша едут на разваливающихся Жигулях, и на Сашин вопрос «Зачем… зачем ты это сделал, Гена?» Гена резонно отвечает «Все будет хорошо. Все будет просто прекрасно». Да, все будет хорошо – в парижском проулке и в дебрях Смоленской области, именно там и нигде более…

 


 

Продолжительность: 111 мин.
Производство: Lazennec et Associes, Studio Kinema, Кино без границ
Режиссер: Шарунас Бартас
Сценарий: Шарунас Бартас, Катрин Палле
Оператор: Шарунас Бартас
Музыка: Александер Зекке
Звук: Владимир Головницкий, Сигитас Моторас
Продюсеры: Грегуар Дабайи, Юрга Дикчувине
В ролях: Шарунас Бартас, Элиза Седнауи, Эрван Рибар, Клавдия Коршунова

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>