Во всем чувствуется женский почерк: во внимании к деталям, в затянутых сценах, в диалогах, юморе и многом другом. Не смотря на кажущуюся изначально серьезность тематики (оккупация Чехословакии советскими войсками в 1968 году, «Хартия 77», диссидентское движение, политические интриги) фильм вовсе не о политике, он о трех женщинах и мужчинах, которые их любят. В таком разрезе кино о знаменитом документе «Хартия 77» могла снять только женщина. Причем снять так умело, что фильм получился универсальным, двуполым, если хотите. Ирена Павлазкова – браво!
С самого начала фильма поражаешься умелой демонстрации человеческих взаимоотношений. Никаких тебе манерных героев с приторными правилами приличия, никакого наигрыша или равнодушия. Все естественно и от этого красиво. Есть любовь, ненависти нет. Есть измены, ревность, страх и даже злость, но, как и в жизни – все это проходящее, остается в итоге – любовь, которая не покидает во время киносеанса ни одного из героев.
В центре внимания мать и ее 2 взрослые дочери. Они все невероятно красивы и не обделены талантами. Они творческие люди и творят они ежедневно множество комичных ситуаций. Юмор – еще один главный герой новоиспеченной работы Павлазковой. Местами в кинозале слышался даже истеричный хохот.
Хочется отметить и недостаток картины, пусть небольшой, быть может, маловажный, но мне бросившийся в глаза. Перед началом просмотра, режиссер приветствовала всех собравшихся в зале и говорила по-русски. Говорила о том, что кино повествует о временах далеких и не очень веселых. Это так. СССР для чешского народа 40 лет назад был «проклятым оккупантом», но в то, что наши солдаты были такими, какими их показали, в, кажется, специально созданном для этого эпизоде, верится с трудом. У телевизионщиков сломался свет и русские солдаты за пачку сигарет и некоторую наличность дали им на 5 минут свой прожектор. Причем без указанной валюты помогать им наши солдаты не хотели. Смешно. Смешно становится, когда русским (а тем более советским людям) пытаются приписать корыстный интерес. Кто-то может со мной не согласиться, дескать, и среди русских полно «редисок», и все же.
Отдельно стоит упомянуть о музыке. Основной саундтрек, красивый и мелодичный звучит здесь всегда в нужном месте и с одинаковыми ощущениями, вызывающими улыбку. А вот второй тревожный мотив раскрывает жанр и, как это ни странно, характер режиссера. Поначалу он звучит действительно тревожно, будто готовит нас к грядущим испытаниям героев, но ближе к финалу, когда времени для развития драмы остается все меньше, а ироничного отношения Марты, ее дочерей и их новых друзей к обстановке в стране все больше, понимаешь, что никакой драмы здесь не будет. И этот тревожный мотив теряет всю тревожность, а минорное настроение сменяется мажорным.
И в этом весь фильм. Бензин за поцелуй сменяется танками на мосту. Радость встречи с отцом сменяется ссорой с его новой женой. Любовное настроение Марты приводит к разлуке с гражданским супругом и т.д. А заканчивается все французским вальсом.
Автор: © Елена Картель
Продолжительность: 114 мин.
Производство: Чехия; 2009 г. – Cineart Production, Ceska Televize, I/O Post
Режиссер: Ирена Павлазкова
Сценарий: Тереза Боуцкова
Оператор: Дивис Марек
Художник: Петр Пистек
Музыка: Иржи Хлумецкий
Звук: Иржи Кленка
Продюсеры: Виктор Шварц, Вероника Схварцзова, Ярослав Куцера, Йорди Ниубо
В ролях: Вилма Цибулкова, Тереза Воржишкова, Дана Маркова, Мирослав Этзлер, Ондржей Ветхи, Иржи Дворжак, Ян Задражил, Барбора Сеидлова, Ян Гартл, Станислав Легкий