С 8 октября 2021 года Государственная Третьяковская галерея приглашает на выставку «Миры гравюры на металле», ставшую продолжением цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Прежде, в 2015-2016 годах, в рамках проекта уже можно было познакомиться с гравюрой на дереве. Разделение по техникам – сознательный и продуманный ход, как объяснила куратор выставки, старший научный сотрудник отдела графики XX века Людмила Смирнова.
Гравюра на металле чрезвычайно разнообразна: резцовая, меццо-тинто, сухая игла, офорт… Зрителям представлены различные техники глубокой печати и готовые произведения, начиная с XVIII века, когда гравюра достигла заметных высот, способствовала популярности художников, помещалась в печатные издания и даже стала объектом коллекционирования.
Как заметила Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе, долгое время гравюра была техникой репродуктивной, посредством которой распространялись определённые знания, тиражировались портреты и художественные образы. Кроме работ, уже признанных сегодня классикой, в экспозиции, включающей более 200 произведений, можно увидеть листы, впервые предложенные к публичному показу.
Многие знают, что представляет собой гравюра на финальном этапе, но процесс создания не для всех очевиден. Благодаря «Мирам гравюры на металле», есть уникальная возможность познакомиться с процессом подготовки и изготовления листов. В экспозицию вошли инструменты, гравированные доски и офортный станок, предоставленный отделением Московского союза художников – студией «Московский эстамп».
В технике меццо-тинто, отличающейся глубиной и бархатистостью тона, в портретных работах за счёт богатства теневых оттенков передаются наиболее объёмные и чёткие образы.
Помимо чёрно-белых изображений, со временем гравюра начинает располагать и возможностями использования цвета, появляется специальная техника – акватинта. Цветные работы занимают отдельный зал. И хотя первоочередной целью выставки не является демонстрация эволюции гравюры, она, конечно, прослеживается.
Офорт – одна из самых распространённых техник гравюры на металле. Узор создаётся посредством травления кислотами поверхностей печатной формы, позволяющего достичь богатства и интенсивнти изображения. Каждая работа уникальна, их хочется рассматривать… Вот, к примеру, лист № 2 Гарифа Басырова (из серии «Космос», 1983г. Офорт, мягкий лак, акватинта). Изображение создаётся плавными тональными переходами, похожими на рисунок карандашом, где белые пятна – это нетронутые места листа, наполняемые особым смыслом. Люди словно растворяются в звёздном небосводе: они обратились лицами вверх, будто их внимание привлекло движение или звук.
Привлекла моё внимание и гравюра Льва Кропивницкого, заметной фигуры русского нонконформизма, «Стрекоза и муравей» (1978г, офорт, травленый штрих, цветная акватинта). Технология травленого штриха состоит в том, что его глубину можно увеличить за счет крепости химического раствора или продолжительности травления. Кроме обозначенных в названии насекомых, здесь можно увидеть фигуры девушек, розы в чёрно-белом цвете и красные ветви дерева. Динамика и объём композиции подчёркиваются, благодаря мягким тональным переходам.
Экспозиция выставки крайне разнообразна и я уверена, что каждый найдёт работы, которые особенно привлекут его внимание и надолго останутся в памяти. Выставка в Лаврушинском переулке продлится до 15 мая 2022 года.
____________________________________________________________________________
Автор: © Алина Грешникова