Информационное агентство
Home » Синема » [ММКФ]: Распутин. Фильм закрытия фестиваля.

[ММКФ]: Распутин. Фильм закрытия фестиваля.

07 Июл 2013

Фильм «Распутин», как повод поговорить о российской истории.

Жерар Депардье может быть смутьяном в жизни, зачинщиком громких скандалов, но он остается великим артистом. Роль Распутина тому доказательство. Сыграть русского крестьянина французу априори не просто, но Депардье доказывает обратное.
В этой версии событий Распутин предстает перед нами действительно крестьянином, лишь волею случая и обстоятельств заброшенного в Санкт-Петербург, а потом и к царскому двору. Лекарем или точнее целителем от Бога, делающему то, что он умеет, может и то, к чему его направляет, как он сам считает, Господь. Для него нет разницы кого врачевать и исцелять — бедного мальчика или царского сына. Но в то же время, он человек, из плоти и крови, который любит жизнь, а вместе с нею деньги, и женщин, плотские утехи и обильные трапезы. Когда Депардье танцует в кабаке с цыганами, забываешь о том, что портретное сходство актера с фотографиями Распутина не очень явное, да это и не важно! Во всем фильме важнее становятся характеры, сыгранные актерами, они выходят на первый план, а не визуальное их сопровождение, о котором мы можем, кстати, лишь гадать, спустя сто с лишним лет. В этой связи кажется великолепной работа Владимира Машкова. Его Николай II — царь по рождению, и в то же время, абсолютно беспомощный правитель, то слушающий дядю, то мечущийся между военными обязанностями и желанием быть просто мужем и отцом, чуть не плачущий у жены на коленях, довольно сентиментальный, но вынужденный тащить на себе Россию. Сыграть все это разом — показать вот такого царя, что многое объясняет в истории страны — сыграть после ролей сильных напористых мужчин, прямо противоположный образ — это браво. Но мои хвалебные оды актерам на этом не заканчиваются.


Фанни Ардан в роли жены государя, возможно не совпадает с Машковым в возрастных параллелях, ведь Николай был на три года старше своей любимой жены, но что очень ярко и точно удается знаменитой француженке — это та пропасть, которая была между ней-немкой и русскими, и мучила Александру Федоровну всю жизнь. В фильме есть момент, когда она опасается за свою жизнь и даже ждет ареста, потому что немка по рождению, а началась Первая мировая война. Собственно имя, полученное в России, ей никак не идет, и Ардан скорее играет принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрису Гессен-Дармштадскую, внучку королевы Виктории. Породистую и статную. И еще она отлично играет озабоченную болезнью сына мать, которая готова за его здоровье на все. И вот он ответ на вопрос, почему Распутин смог задержаться при дворе, и как он там оказался. Помогая выжить наследнику. И если эта помощь неоспорима, то обвинять родителей, надо быть бездушными или бездетными. В фильме Григорий обращается к царской чете не иначе, как «папа» и «мама». Еще раз подчеркивая эту мысль. Да, они больше, чем просто родители, они папа и мама России, но в первую очередь — своих детей.

Смута в которой пребывала Россия начала века в фильме переносится и на придворных. Странное нежелание понять мотивы и поступки царицы, подозрения в заговорах и интригах со всех сторон, вносят раскол даже внутрь сливок общества. Что тогда говорить о стране в целом? Как могла родится в умах приближенных и самых богатых домов России мысль об убийстве Распутина? Почему им так страшен был простой крестьянский мужик? Как не существует точных и прямых ответов на эти вопросы, так и этот заговор, это убийство — выглядит чумовым, странным, диким, необъяснимым. Выглядит наваждением. Но при всем при том неминуемым, о котором знает, которое предчувствует сам Распутин: я тону в ледяной воде с дыркой во лбу, мне холодно., – рассказывает он о своих снах Юсупову. История не знает сослагательных наклонений, и «а если бы…» здесь неуместны. Но следить за сбывшимися пророчествами врачевателя порою страшно. И фильму за это отдельное спасибо.

После Григория Распутина главным действующим лицом конечно же является его убийца — князь Феликс Юсупов. И с этой замечательной работой стоит поздравить актера Филиппа Янковского. Вообще кастинг в фильме, повторюсь, на редкость удачен. Тонкий, нервный юноша, с багажом наследства одной из самых богатых семей России, склонный к эпатирующим переодеваниям в женские наряды/образы, с гомосексуальными связями в прошлом, в том числе и со своим другом, великим князем Дмитрием (его играет Данила Козловский). Об этих склонностях Юсупова нам сообщает закадровый голос, который в фильме озвучивал Сергей Гармаш. Голос понадобился режиссеру российской версии Ираклию Квирикадзе для логических связок, так как первая и основная версия фильма — четырехсерийная, была снята француженкой режиссером Жозе Дайан, а на ММКФ показали версию «урезанную», если можно так выразиться. Не зная об этом до показа, меня лично очень смущали какие-то невидимые нестыковки, отсутствие каких-то логичных точек, завершенности линий, договоренностей. Было ощущение, и это пожалуй, мои единственные претензии к фильму, что фильм немного раздёрган на куски и плохо сшит. Как белыми нитками. И, оказалось, интуиция меня не подвела. Фильм не просто заново сшит, он еще и заново подзвучен — написана другая музыка. Французская, говорят, более тягуче-спокойна. Нетороплива. Что же до гомосексуальных связей и трансвеститных нарядов князя Юсупова, то фильм был снят два года назад. Возможно ли было снять его так, в таком ключе, опираясь на исторические факты, в советском прошлом? Нет. Возможно ли будет его показывать в будущем? После принятия нынешней Думой законов? Очень на это надеюсь.

Возвращаясь к Юсупову-Янковскому и его заговорщикам. Не заданный мною на пресс-конференции фильма вопрос звучал бы так: можно ли оправдать поступки, совершенные с благими намерениями, несущие в себе радение за страну, родину, народ, но поступки которые человека равняют с низшими формами жизни? Можно ли оправдать убийство? Ведь, что происходит: Распутин болеет за судьбу России, переживая за народ он то об одном, то о другом просит государыню. Можно ли это назвать «влиянием»? На мой сторонний взгляд из другого века — вряд ли. На взгляд современников, не пытающихся вникнуть, понять — однозначно «да». Свою лепту в котел слухов и сплетен вносит тогдашняя пресса, проводить параллели с сегодняшним днем ой как просто: Распутина обвиняют и в заговорах, и в принадлежности ко всем разведкам мира сразу, лишь потому что он имеет «доступ к телу» императора, лишь потому, что способы его врачеваний не ясны, загадочны и не поддаются логике. А видимые поступки, кутёж, пьянки, женщины, позволяют обвинять во всех смертных грехах. Но и Юсупов-со-товарищами, правильнее со-господами, конечно, болеют за судьбу России, переживают за будущее императорского дома, им кажется, что этот крестьянин вносит смуту и навлечет беды, а он всего лишь сказал как-то о том, что «Покуда я жив, будет жить и династия», и оказался в этом пророчески прав. Решая убить Распутина, князья ведут себя и глупо, и не умело, и вся эта сцена убийства выглядит как фарс. Но фарсом можно было бы назвать и все то, что случится с Россией уже через год-два, Распутин был убит в 1916 году, если бы не массовые убийства и истребление нации. Получается, что все герои хотят только хорошего, радеют за свою правду, но в итоге, одни убивают, а другие умирают. За Россию. А стоило бы за неё пожить.

© Анастасия Вильчи

Отчет о пресс-конференции ММКФ можно прочитать на их сайте

Запись пресс-конференции можно послушать на нашем ресурсе Индекс-Арт

А фильм можно будет посмотреть в прокате. Дата пока не известна.

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>