Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » «Музей всего» в «Гараже»

«Музей всего» в «Гараже»

26 Апр 2013

Проект англичанина Джеймса Бретта «Музей всего», ставящий целью популяризацию творчества художников-самоучек, добрался и до России. Летом прошлого года Джеймс Бретт вместе со своей командой путешествовал по России и изучал работы людей, для которых рисование – не профессия, а своего рода отдушина, хобби. Теперь в ЦСИ «Гараж», уже окончательно обжившемся на новом месте, по результатам прошлогодней экспедиции открывается отчетная выставка.

Здесь представлены работы порядка пятидесяти художников – картины выполнены в разных жанрах, в разных техниках, посвящены совершенно разным темам. Всякое намерение навесить на «Музей всего» какой бы то ни было хлесткий ярлык – наивное искусство, например, – непременно разобьется об это многообразие. Впрочем, ошибочной стоит считать и саму попытку судить выставку с художественной точки зрения. Нет, разумеется, среди представленных работ можно найти и такие, которые бы представляли ценность как объект искусства, но таких среди общего объема картин не более десяти процентов. Не уверен, что такую задачу ставил перед собой куратор Джеймс Бретт, но новая выставка «Гаража» стала мощным социокультурным и даже этнографическим высказыванием, в то время как ее ценность с точки зрения искусства весьма спорна.

«Музей всего» убедительно демонстрирует зрителю – среднестатистическому москвичу с достатком выше среднего, – что думает, чего боится, и о чем мечтает та часть России, которая не Москва. Удивительно, но примерно на половине картин изображены реальные персонажи – от Гитлера до Путина, от The Beatles до Софии Ротару. Ни одну из этих работ нельзя назвать фактом искусства – скорее, фактом исторической рефлексии. Большинство картин – попытка поговорить на серьезную тему. К сожалению, разговор не всегда выходит интересным – ответы у художников зачастую хрестоматийные, заученные (например, недовольство нынешней властью или рефлексия на тему развала Союза). Художников, способных предложить какой-то свежий взгляд на вещи, мало, но они есть. Например, сильное впечатление производит картина, на которой русский солдат лижет щеку немецкой девушке-офицеру, – по замыслу автора через этот спорный сюжет изображается победа русского оружия в Великой Отечественной войне.

Не обходится выставка и без обязательного в таком контексте православия, не обходится без пейзажной живописи, изображающей родные просторы. Интересно становится тогда, когда сталкиваешься с образами, укорененными в отечественной поп-культуре, – например, никак нельзя пройти мимо мистерий, героиней которых из раза в раз становится «несравненная» София Ротару. Не меньшее изумление вызывают эксперименты по воспроизведению шедевров мировой живописи («Герника», «Последний день Помпеи», «Сад земных наслаждений», «Мона Лиза») в объеме (сюжеты переносятся на деревянные барельефы).

В этом тексте я намерено стараюсь не называть художников по именам. Открывшаяся в «Гараже» выставка как раз тем и уникальна, что личность в данном случае отступает на второй план. «Музей всего» рассказывает о нашем общем подсознании, которое диктует не только, что рисовать и о чем рисовать, но которое в принципе формирует наш образ мыслей и в каком-то смысле наш образ жизни. Джеймс Бретт сказал, что на выставке «Музей всего» можно почувствовать культурный пульс России. Это тот случай, когда обобщение вполне уместно – уберите слово «культурный», и выйдет еще точнее.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

Метки: , ,
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

1 отзыв

  1. Ирина Алексеева:

    Спасибо

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>