Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » НЕТ / NO. Режиссер Пабло Ларраин.

НЕТ / NO. Режиссер Пабло Ларраин.

20 Фев 2013

«Прежде всего,  я хотел сказать, что то, что вы сейчас увидите, соответствует современному социальному контексту», – говорит  симпатичный молодой  человек,  собравшимся в офисе за столом,  нажимает на кнопку и на телеэкране идет рекламный ролик… газированного напитка. В стиле и духе Кока-Колы.  «Люди готовы к переменам. Народ Чили ждет перемен. Поэтому этот ролик, то, что вам нужно», – продолжает убеждать он заказчиков. Это начало фильма.

Рене Сааведра (Гаэль Гарсия Берналь) – один из самых талантливых креативщиков своего времени, работающий в рекламном отделе крупного телеканала. Действие фильма происходит в 1988 году, когда из-за международного давления Пиночету пришлось принять условия внешнего мира и согласиться на выборы в Чили, которые он не собирался проигрывать. Можно было проголосовать только ЗА действующего диктатора или против него, сказав НЕТ. Оппозиционные партии, поддерживаемые свободными странами, начинают свою предвыборную  кампанию без особой веры в победу и успех предприятия. Референдум был обречен с момента его объявления. Никто не верил в способность народа  Чили  а) прийти к урнам  б) проголосовать против Пиночета  в) даже при том, что НЕТ набирает большинство, мало кто верил в то, что обнародуют правдивые, а не подтасованные данные кампании. Условия предвыборной кампании также были жесткими и не равными априори:  в течении 27 дней у оппозиционных сил из 17 разных партий-движений будет 15 минут эфирного времени. У их противников, действующей власти, кроме регламентируемых 15 минут эфирного времени для кампании  «ДА», были все остальные эфиры: днем и ночью. «Они все передерутся, не волнуйтесь, да и что они могут за 15 минут в день?», – правящая партия была уверена в победе. Даже в том, что большинство народа действительно поддержит диктатора, ведь с ним «спокойно, удобно, стабильно, дети работают, я – живу как-то, что еще надо?».

«НЕТ» – это не фильм о том, как оппозиция победила диктатуру. Это скорее история про одного конкретно взятого профессионала своего дела, волею судьбы, но и не без своего собственного выбора, оказавшего по ту сторону баррикад. История одного, которая повлияла на судьбу страны.

Начальник Рене (Альфредо Кастро) очень переживает, когда его талантливого подчиненного агитируют принять участие в кампании «НЕТ», и пытается всячески этому противостоять: и разговорами, поначалу, и уговорами, позже, и угрозами – ближе к финалу. Его мотивация – проста. Он сам, что открывается в фильме не сразу, а как интрига,  выступает на стороне действующей власти. Снимает ролики для кампании «ДА». И телевизионные дебаты конкурентов в какой-то момент становятся битвой двух профессионалов: Рене и его Боса. И честных правил у начальства тут нет, и в ход идут все возможные козни и хитрости, вплоть до просмотра роликов конкурентов и сфабрикованных на их материалы репортажей, открывающих «истину». В ход идут черный пиар, запугивания, слежка, угрозы, цензура и все возможные рычаги действующей власти, вплоть до кровавого разгона демонстрации оппозиции накануне  выборов.

И здесь важен изначальный выбор, важна главная ставка, позиция, которую герою Берналя пришлось доказывать и отстаивать, среди действительно готовых переругаться лидеров оппозиционных партий. Здесь очень важно, что профессионализм перевешивает все остальные качества, а внутренняя установка на победу, не вера, слепая и безнадежная, а именно установка, задача, закладываемая в рекламные слоганы, ролики, материалы, приносит в итоге победу. Вместо предполагаемых воспоминаний о том, что сотворил за время своего правления Пиночет, главной идеей кампании становится главный мотив и стимул жизни человека, главное его стремление – стремление к счастью. Оптимистичный и позитивный слоган и джингл кампании пропагандируют не что иное, как РАДОСТЬ.

Любопытно очень и то, что весь процесс политической кампании мы видим сквозь призму, глазами человека, в общем-то, от политики как бы далекого, а при существующем режиме – даже очень успешного. У Рене отдельный дом в квартале для солидных людей, спортивный автомобиль, достаточно денег на все материальные блага. Все это он заслужил своим талантом, но все это он может разом потерять, если выступит не на той стороне, о чем предупреждает его начальник, который и опытней, и приземленней, и не питает иллюзий  в этой жизни. Рене также не настолько наивен, потому он сообщает босу только, что лишь консультирует сторонников «НЕТ» в их работе, но сам на них работать отказался, тем более «денег у них нет». Консультант же, посмотрев первичный материал кампании оппозиции втягивается в работу, и вот уже фактически руководит ею, рискуя не только своим благополучием, но и сыном, и свободой, и еще не известно чем. За всеми участниками процесса следят. Всем звонят с угрозами по ночам. А когда кампании запущена и набирает обороты, то угрозы становятся чаще и страшнее. И здесь присутствует это мнимое «как бы», в образе жены Рене – политической активистки, не единожды задерживаемой властями. Из фильма ясно, что супруги давно не живут вместе, а Рене воспитывает сына один. Ясно, что жена не в восторге от стиля жизни, который выбрал ее супруг и очень долго даже от того, что и как он делает для кампании «НЕТ». Но с течением времени, лед непонимания тает, и за школу сына Рене оказывается заплатил из какой-то там стипендии, и на работу он ездит часто на скейтборде, и кампании его выигрывает у конкурентов…

Как в сказке, жена вот-вот вернется. Так же, как накануне выборов собравшиеся активисты говорят, что им нужно только ЧУДО, только оно может переломить существующую ситуацию и … чудо случается. Народ, вдохновленный радугой – символом кампании «НЕТ», их джинглом, который поют на улицах, их позитивным настроем и выбранной тактикой голосует против. И явное большинство заставляет генералов, бывших сторонников Пиночета отступить, признать легитимность выборов и объявить их реальные результаты.

Отдельно хочется сказать о работе режиссера: Пабло Ларраин делает фильм нарочито в документалистском ключе, используя приемы состаренного, будто снятого на VHS видео, что поначалу даже сбивает с толку, но втянувшись в историю, увлекает и погружает в происходящее.

Ну и отдельные мои восторги по-поводу фильма касаются собственно PR приемов и способов, которые подробно показаны-рассказаны, а потому этот фильм можно смело рекомендовать для включения в учебный курс для политтехнологов. Ну а единственный просчет создателей, по моей версии – это выбор на эту роль Берналя. И только в той части, где сюжет говорит о его одинокой стороне жизни. Хочется сказать громкое «Не верю!», что от такого мужчины может по доброй воле уйти жена! А в остальном, если вам нужны оценки, то 10 баллов!

***

«Прежде всего,  я хотел сказать, что то, что вы сейчас увидите, соответствует современному социальному контексту», – говорит  симпатичный молодой  человек,  собравшимся в офисе за столом,  нажимает на кнопку и на телеэкране идет рекламный ролик… нового ситкома. В стиле и духе Джеймса Бонда.  «Люди готовы к переменам. Народ Чили ждет перемен. Поэтому этот ролик, то, что вам нужно», – продолжает убеждать он заказчиков. Это конец  фильма. От начала его отличает только другой заказчик и то, что начальник Рене Сааведры представляет его, как «нашего лучшего креативщика, участника рекламной кампании «НЕТ».

 

(с) Анастасия Вильчи

Фильм номинант премии Оскар 2013, как «Лучший зарубежный фильм»

Приз на фестивале в Каннах 2012

Приз зрителей на фестивале в Сан-Паоло

Исторические фильмы, драматические фильмы
Режиссер: Пабло Ларраин
В ролях: Гаэль Гарсия БернальАльфредо КастроАнтония СехерсЛуис Ньекко,Марсьяль ТаглеНестор КантильянаХайме ВадельПаскаль МонтероПауло Брунетти,Диего Муньос
Чили, Франция, США, 2012, 108 мин.
www.nolapelicula.cl
В прокате с 21 февраля 2013 г.

 

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>