Информационное агентство
Home » Скена » «Невеста» театра «Бенефис» на сцене ТЦ «На Страстном»

«Невеста» театра «Бенефис» на сцене ТЦ «На Страстном»

04 Дек 2009

Московский драматический театр «Бенефис» представил премьерный спектакль «Невеста» по рассказу А.П. Чехова, в постановке Анны Неровной. Провинциальное болото, в котором топят свои жизни чеховские обыватели, снова расцветает во всей красе на сцене Театрального Центра «На Страстном». Бунтаря, нарушившего покой юной барышни, собравшейся было замуж, зовут Александр Тимофеевич (Дмитрий Сидоренко), или, попросту, Саша, как все его здесь называют. У него чахотка в предпоследней стадии, страсть к рисованию и привычка ругать провинциальную жизнь. Но из года в год он регулярно наезжает в ненавистную провинцию. Так что никто уже не удивляется такой его особенности, хотя здесь все гораздо глубже беспочвенного брюзжания. У Чехова—глубже. Чехов в переложении Неровной кажется унылом и неубедительным. А фразы, выдернутые из контекста времени, например: «Надо поставить себя в такие условия, когда труд будет необходим!», согласитесь, сегодня уже не кажутся актуальными. Выбор подобного материала для постановки можно было бы оправдать новой трактовкой, подачей, решением темы, новым взглядом на старую мысль, в конце концов. Но в нашей «Невесте», опять-таки все донельзя традиционно – декорации, этакие белые резные беседки, лавочки и иже с ними; сценография, которой нет; предсказуемые костюмы а-ля конец 19-го века. Все бы ничего, были бы талантливые, проникновенные актерские работы! Но, откровенно говоря… Да, актеры старательно проговаривают текст, но текст так и остается лишь текстом. Излюбленные чеховские типажи, обыграны уже сотни раз и на сцене и в кино. И среди них, понятное дело, есть блестящие актерские работы, которые каждый раз приходят на ум… В общем, чтобы талантливо сыграть, надо уметь это делать. Хочется отметить игру Дарьи Айрапетовой (Нина Ивановна, мать «невесты»), она, по крайней мере, иронизирует над своей героиней, что придает хоть какую-то живость всему происходящему.

У Чехова венские стулья, столовая с буфетом, паркет, пюпитр для скрипки, да картина художника Шишмачевского, с розовощекой и не только, нагой барышней – предел жизненных притязаний несостоявшегося жениха Андрея Андреевича. Что есть предел творческих притязаний художественного руководителя театра «Бенефис», покажет будущее. Но странная получается вещь: постановка, призванная, вроде бы, обличать провинциальность, мещанство и пошлость, сама же все это и провозглашает. «Ваша мама по-своему, конечно, и очень добрая и милая женщина, но… как вам сказать? Сегодня утром рано зашел я к вам в кухню, а там четыре прислуги спят прямо на полу… То же самое, что было двадцать лет назад, никакой перемены….а ведь мама небось по-французски говорит, в спектаклях участвует. Можно бы, кажется, понимать».

Автор: © Mironositskaya

 


 

«Чехов, к доске!»

В камерном кругу чеховских героев чувствуешь себя почти «как дома». Словно сам приехал погостить к тетке на неделю, в именье. После суеты столичной жизни – тишина, стакан парного молока, опека милой тетушки… Правда, уже скоро, минут через десять, заедает тоска смертная…

Провинция, грязь, бедность. Пошлые родственники, раздражающие своей болтовней. Разговоры, разговоры, разговоры. И уже знаешь, что дядя Сергей за обедом хлопнет водки «за новую Россию», затем начнет слезливо жаловаться на загубленную жизнь, а его супруга – презрительно морщиться и шикать. Что эксцентричная Нина Ивановна будет пересказывать свои сумбурные сны и фантазии, а тетка так затормошит назиданиями, что захочется волком взвыть. Вот только одна новость – Надя замуж выходит. И дело-то почти сладилось. Надя – невеста! Он – добрый, надежный парень – уже и квартиру подобрал, и гостиную обставил. А дальше… как-то огорчительно и нехорошо все сложилось, точнее, не сложилось.

Чахоточный Саша (тот самый, гостящий в имении, родственник) увлекает девушку разговорами о необходимости «учиться и трудиться» (Саша сам провел пятнадцать лет, учась «по архитектурной части»). Полагая счастье провинциальной барышни не в детях и добропорядочном семейном укладе, а в нудных лекциях столичных профессуры, (Гегель… папиросный чад радикализма, нелегальные брошюрки…) Саша расстраивает свадьбу и вместе с Надей уезжает в Москву…

Автор спектакля (Реж. А. Неровная) старательно (в смысле, крепко задолбив) пересказывает «общие места» чеховской драматургии, – с узнаваемыми персонажами и монологами, особо упирая на чеховскую «мораль». Школьникам, мающимся от безделья на каникулах, вероятно, будет полезен этот сценический «дайджест» Чехова. Инсценировкой новоиспеченной «Невесты» хорошо закреплять «пройденный материал». К тому же «Невеста», в отличие, скажем, от «Вишневого сада» в полтора раза короче. В нужных местах, музыкой, слезой ли актерской, комической репризой, публике «педалируют» главные эмоции и идеи. Думать особенно не вынуждают.

Но ведь Чехов – это не только проповедь добродетельности труда и приобретения знаний, с которой не поспоришь. Это еще и особенная атмосфера, трепетная лирика чувств, которую так тонко – в, казалось бы, ничего не значащих репликах и ремарках – умел он передать… Неужели вялое брюзжание Саши о том, что в провинции, дескать, «грязь и все так плохо», способны переменить планы молодой девушки выйти замуж? Бросить родных, дом? Этот целый «переворот», к нему надо придти, его надо пережить, сыграть! Между партнерами на сцене, героями инсценировки – не прописаны, «не поставлены» взаимоотношения. Нет и Любви – главной движущей пружины всех чеховских пьес.

«Несценичность» прозы Чехова, помноженная на отсутствие сценической фантазии, достоверных внутренних мотиваций у героев – и вот, пожалуйста, милый, любимый «классик» превращается в занудливого резонера.

Автор: © Геннадий Метелев

 


 

«Сбежавшая невеста»

Чеховский рассказ «Невеста», датированный писателем 1903 годом, на театральной сцене впервые. Постановку спектакля осуществила Анна Неровная – художественный руководитель театра «Бенефис».

Напомню, что действие произведения разворачивается в провинциальном городе. Главная героиня – 23-х летняя девушка Надя Шумина (Елена Игнатьева) обручена с женихом Андреем Андреевичем – благонадежным молодым человеком (Евгений Вакунов) – сыном протоиерея. Через месяц должна состояться свадьба, о которой, по словам героини, она страстно мечтает с 16-ти лет. «А между тем радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало», – пишет классик. После того, как дальний родственник семьи Шуминых, – художник-интеллигент Саша (Дмитрий Сидоренко), приехавший из Москвы на лето подлечить здоровье, советует Наденьке порвать со старой жизнью и уехать учиться в Петербург, эти тревожные ощущения усиливаются. Девушку мучает и тяготит среда, в которой она находится, раздражают окружающие люди, даже звуки, а Андрей Андреевич, которого, как ей казалось, она когда-то любила, теперь выглядит жалким, скучным и нелепым.

Многие чеховские персонажи мечтали о новой, светлой жизни, но их душевные порывы выражались лишь в пространных монологах и так и не были осуществлены. Подобно героиням из пьесы «Три сестры», Надя Шумина не просто готова кричать громкие слова: «В Москву! В Москву!». Она морально сильнее предыдущих героинь Чехова, потому что вырывается, словно птица из клетки на свободу, покидает родительский дом, оставляет жениха, тем самым, бросая вызов обществу.

Образ Нади Шуминой, несомненно, удался Елене Игнатьевой. Сложность роли заключается в том, что по ходу действия характер ее героини претерпевает ряд существенных изменений. Сначала перед нами – юная, восторженная девушка, мечтающая о белом свадебном платье, любующаяся луной. В финале – это уже зрелая, мудрая женщина, даже несколько холодная, гордая, отстраненная. Она не осознает своей вины перед близкими людьми, и даже больная бабушка Марфа Михайловна, у которой после внезапного отъезда внучки случился приступ, не вызывает у нее ни жалости, ни сострадания.

Несколько неудачен выбор актера на роль Андрея Андреевича – жениха Нади. «Полный, с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Так описывает его Чехов. Высокий и стройный брюнет Евгений Вакунов, на мой взгляд, слишком привлекателен для Андрея Андреевича, ему бы блистать в амплуа героя-любовника. Возможно, поэтому его ухаживания за Надей не показались мне настолько пошлыми и унизительными. Было трудно поверить, что от такого приятного во всех отношениях мужчины сбегает куда-то в неизвестность строптивая невеста.

Наиболее убедительной мне показалась актерская работа Дмитрия Сидоренко, сыгравшего Сашу. Хотя его образ все же не был раскрыт до конца, осталась некая недосказанность… Быть может, виной тому упущенная из повествования достаточно важная сцена последней встречи Нади и Саши, когда девушка, увидев неустроенный быт героя, услышав его прозаичные размышления, разочаровывается и в нем.

Что касается второстепенных персонажей, им не хватило маленьких портретных деталей, без которых образы получились бедными, невыразительными. Ведь у Чехова любой герой, пусть даже самый незначительный, всегда наделен какой-то отличительной чертой или деталью, более полно раскрывающей характер. Так, к примеру, описывая мать Нади – Нину Ивановну, автор подмечает, что на каждом пальце у нее было по бриллианту. И читатель дорисовывает образ этакой мещаночки. К сожалению, в спектакле это не было использовано…

Также смущало и то, что мать Нади сыграла актриса Дарья Айрапетова, которая приблизительно одного возраста с Еленой Игнатьевой.

Режиссер спектакля Анна Неровная не ограничилась лишь сюжетной линией чеховского текста и ввела в спектакль персонажей, позаимствованных из других рассказов писателя «У знакомых», «О любви». Так, на сцене появляется дочь Марфы Михайловны – Татьяна Алексеевна Лосева, ее муж Сергей Сергеевич и две их дочери. Татьяна несчастна, так как муж ее – пьяница, прокутил состояние и живет в долг. Когда герои собираются за общим столом, именно он произносит тост «За Россию!». Очевидно, этот персонаж олицетворяет жизнь старой России. Надя Шумина – символ новой жизни. Многие исследователи Чехова даже видели в этой героине будущую революционерку…

Не могу сказать, что спектакль «Невеста» полностью удался, где-то он показался мне затянутым, где-то лишенным чеховской атмосферы. Возможно, стоило уделить больше внимания основным персонажам и не перегружать действие дополнительными героями. И все-таки стоит помнить, что за основу спектакля был взят именно рассказ, а не пьеса, поэтому режиссеру было нелегко адаптировать его для сцены. И то, что Анна Неровная подарила этому сочинению Чехова театральную жизнь – в этом ее большая заслуга.

Автор: © Валерия Сидорова

 


 

Премьера «Невесты» – пожалуй, самого редкого для театральной сцены чеховского текста – состоялась в московском драматическом театре «Бенефис». Триада дебютантов (Игнатьева, Вакунов, Сидоренко) пробует свои силы в картинах провинциальной жизни, поставленных Анной Неровной.

В «Невесте» каждый персонаж подобен академической картине, написанной аккуратно, с толком, с расстановкой. Есть старый мир (чинное семейство) со своим укладом и новый мир (чахоточный студент Саша), а между ними – невеста. Невеста как символ чистого, молодого, оживляет застоявшееся болото маленького провинциального городка, но и она со временем рискует превратиться в одного из праздных обывателей, коими начинено это захолустье. Однако перед невестой появляется выбор – сила привычки или жажда новизны? Всё говорит о том, что старый мир вырождается, много в нём болезненно-неправильного, но «полена в своём глазу не видим», пока другие не укажут. Другие – это Саша (Дмитрий Сидоренко), и свои монологи он произносит не только для Шуминых и Лосевых, но для всего зала. Он же единственный, кто пытается с публикой говорить; потому наиболее симпатичен.

Однако здесь никто не слушает друг друга и не слышит. Дежурные любезности, разговоры о погоде, приглашения к столу – герои, кажется, плывут по течению и однозначно разучились мыслить «вне» шаблонов поведения. Всё идёт само собой, точнее, стоит на месте. «Тяжело с вами! Скучно до одурения!» – кричит Саша. «Замолол, замолол…,» – добродушно тянет бабушка, эта властительница патриархального мира и всех в нём живущих. Сашины гневные тирады, кажется, не только не вызывают у окружения нужной реакции, но и воспринимаются полушутливо-полусерьёзно, как от безумного. То ли в силу молодости, то ли ещё незашоренного ума, Надя начинает понимать смысл Сашиных слов и всего происходящего. И прежний жених, пиликающий на скрипке, уже не кажется таким милым, свадьба – необходимой, а будущее – светлым. Этих перемен в Наде не заметил никто; мать погружена в истерические умствования; тётя уверяет, что «все боятся перед свадьбой»; а жених в порыве предсвадебного экстаза и вовсе целует платье. Платье, из которого невеста уже выскользнула, поддавшись на пылкие Сашины речи.

Елена Игнатьева в роли невесты выглядит вполне убедительно: восхищённо-весела, легка и добродушна; но более подошла ей роль другой, новой Нади, которая спустя несколько лет навещает некогда покинутый дом – прямая, колкая, уверенная молодая женщина. Совершенно удивительный, комичный вышел Надин жених (Евгений Вакунов), олицетворяющий собой ту восторженную праздность, свойственную молодым людям, которые ничем не заняты. Ну и, конечно же, Дмитрий Сидоренко в роли Саши, постоянно посмеивающийся и покашливающий, по-своему циничный, но романтик, готовый уничтожить этот город, чтобы на его месте возвести новый мир. Для первого опыта выбор весьма неплохой.

В остальном же – классика, со старомодными декорациями, неизменным роялем, столом, самоваром. Часы бьют неспешно, ветер шумит тревожно. Женщины стучат каблуками и картинно, отработанно убегают за кулисы; мужчины пьют коньяк; дети поют и танцуют. Именно на такие постановки учителя средней школы заставляют ходить учеников в рамках программы по литературе – и на которых добрая половина класса засыпает, по юности пренебрежительно махнув рукой на скучную классику. Не поразит в самое сердце, но вечер можно считать обогащённым культурной программой. А учитывая, что выбор пал на Чехова – шанс в очередной раз подумать о будущности России, пылкости ума, высоте дум, необходимости перемен и – в итоге – спокойно разойтись.

Автор: © Ульяна Шангина

 


 

Драматург: Антон Чехов
Режиссёр: Анна Неровная
Роли исполняют: Елена Игнатьева, Дарья Айрапетова, Наталья Филиппова, Виктор Бабич, Евгений Вакунов, Дмитрий Сидоренко

Премьера состоялась 1 декабря 2009 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>