Информационное агентство

«Ной»

02 Авг 2022

За основу фильма «Ной» режиссер Даррен Аронофски взял Библейский сюжет, от которого он всегда, к слову, был в восторге. Сюжет о Ноевом ковчеге. Главный герой, Ной, является, очевидно, верующим человеком, и, пообщавшись с Богом, приступает к строительству ковчега для того, чтобы спасти от огромного потопа некоторых «тварей» и свою семью.

Аронофски буквально переосмысляет Библейский сюжет. На первый взгляд, в фильме нет ничего особенного: Ной, ковчег, все как обычно и все так, как мы привыкли видеть. Но автор акцентирует наше внимание на Ное, то есть на человеке, а не на Боге. Появляется вопрос: как можно в центр внимания ставить человека, снимая фильм по Библейскому сюжету?

В самом начале мы видим Ноя еще ребенком, которому отец наставляет слушаться Создателя. И тут же сложно не заметить змеиную кожу, которой отец перематывает себе руку. Во-первых, очевидна отсылка к самым истокам, к Адаму и Еве. Если порассуждать, то, возможно, это может быть знаком того, что Ной станет своего рода Адамом — ведь все начнется сначала. По Библии символика змеи имеет разную трактовку, но в данном случае я думаю, что змеиную кожу можно прочитать, как символ жизни — ведь Ной и его семья будут единственными, кто выживет после потопа. В последней сцене мы снова видим змеиную кожу, которой Ной перематывает себе руку.

Когда мы видим первый раз уже взрослого Ноя, один из его сыновей срывает цветок. После объяснений отца, что так делать нельзя, с абсолютно чистого неба, даже без намека на тучки, падает капля дождя, из которой моментально вырастает новый цветок. Этот процесс нам показывают не один раз. Вероятно, это символика Рая. Я думаю, автор метафорично изобразил то, что потоп – это не конец, что начнется все заново, что человек сможет преодолеть это.

Почти сразу нам показаны видениями Ноя. Там он выходит из своей палатки и погружает ногу в кровь, которая пролита по всей земле. Это является, вероятно, предзнаменованием потопа. Следующий кадр – Ной оказывается в воде среди бездыханных тел. Получается, кровь превратилась в воду и заполнила всю Землю.

Семейство отправляется на поиски Мафусаила, деда Ноя, чтобы он ответил на некоторые вопросы. По дороге находят раненую девочку, которую берут с собой, и она становится частью семьи, а через несколько лет продолжит род Ноя, так что она тоже появляется не случайно.

Когда находят Мафусаила (и этого персонажа, кстати, можно рассмотреть, как символ божественного присутствия), он говорит Ною: «Он говорит с тобой так, чтобы ты понял, можно ли оставить людей или нет». То есть выбор, продолжится ли человеческий род, зависит только от Ноя? Пазл в голове складывается, когда Ной ближе к концу фильма не понимает, какое решение ему принять: убить собственных внучек или нет, и обращается к Творцу, но в ответ слышит только тишину. После он самостоятельно принимает решение. Значит ли это и то, что потоп он предсказал через видения, что автор, вероятно, дает понять, что все это время Ной беседовал не с Богом, а с самим собой? Что все, что происходит, контролирует не Творец, а сам Ной?

«Он показал тебе грех и добродетель. Ты выбрал милосердие» – вот, что говорит ему Ила, приемная дочь, в конце фильма. Это и есть главное отличие задумки фильма от традиционного сюжета: выбор самого человека.

Теперь нужно разобраться, для чего автор вводит персонажа Тубала-Каина (вождя потомков Каина, которые олицетворяют всё человеческое). Он полностью отрицает Бога, поэтому также принимает решения самостоятельно, без помощи Творца. Но все-таки он обречен на смерть. Почему? Ведь Ной действует по той же схеме принятий решений? Для Тубала главное – он сам, его внимание обращено в себя, в то время, как в Ное есть вера. Поэтому Тубал – олицетворение греха, а Ной – добродетели.

Аронофски мог снять чисто религиозное кино, но что бы мы могли из этого извлечь? Также он мог взять за основу и другую историю, но суть оставить прежнюю. Это в целом неважно: сюжет о Ноевом ковчеге – лишь пример самостоятельного принятия решения человеком. Важно то, что делает сам человек, ведь он тут, он живой, и от его действий зависит многое.

Если говорить еще немного о символике, то в фильме можно заметить белых голубей, что символизируют спасение (в процессе строительства ковчега). Этих же голубей  выпускали, чтобы понять, есть ли где-нибудь суша. Ещё белый голубь символизирует примирение человека и Бога.

«Ной» – достаточно интересное размышление автора. Режиссер переосмысляет традиционный Библейский сюжет, сделав центральным персонажем не Бога, а самого человека.

_________________________________________________________________________________

Автор: © Валерия Блинова

Производство: США, 2014

Продолжительность: 138 мин.

Режиссер: Даррен Аронофски

В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс   и др.

 

 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>