Информационное агентство
Home » Синема » [33 ММКФ] Уход /Odcházení/

[33 ММКФ] Уход /Odcházení/

27 Июн 2011

Вице-канцлер покидает свой пост и оказывается вынужден съехать с правительственной виллы. Съезжать не хочется – вокруг этого конфликт и строится. Есть много всякого побочного действия – появляются-исчезают журналист с фотографом, уходит (дважды) от бывшего канцлера многолетняя спутница жизни, дочка требует подписать завещание, а ухажер дочки Альбин многозначительно молчит. А на углу дома лужа – и ее то и дело перепрыгивают, перешагивают и расплескивают резиновыми сапогами.

Режиссер фильма – Вацлав Гавел, чешский президент в период с 1989 по 2003. Ему не понаслышке должна быть знакома процедура отстранения чиновника от власти. Любопытно, что обставляет он это отстранение декорациями «Вишневого сада» – все ждут, когда поспеет вишня, в бильярдной Епиходов ломает кий, а новый владелец виллы думает вырубить вишневый сад и построить торговый центр.

В стилистике фильма заложено и изрядная доля чеховской эксцентрики – время от времени герои начинают танцевать в бассейне (между прочим, хореография Иржи Килиана – несколько его балетов идут на московских сценах), некоторые фразы повторяются по два-три раза, а, например, охотница за автографами является к своим жертвам по воде, аки по суху. Эклектика и абсурд – вот на чем «Уход» строится. Мнение, согласно которому Чехов – прародитель театра абсурда – нередко находит свое воплощение на сцене, а теперь вот добралось и до экрана.

Местами «Уход» напоминает фильм Сергея Овчарова «Сад» – обилие непритязательного ну и, в общем-то, несмешного юмора роднит эти две картины. Но принять как данность некоторую степень условности – значит, позволить увлечь себя действием.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

 

 

Дочь канцлера качается на качелях и бесконечно разговаривает по телефону. Освальд – управляющий, каждый раз, вынося что-нибудь  на веранду, спотыкается об камень. Во дворе лужа, препятствие, которое должен преодолеть «всяк сюда входящий». Все эти действия повторяются  на протяжении  95 минут фильма, снятого по пьесе  бывшего чешского президента.

Канцлер  Вилем Ригер живет на правительственной даче. Живет в нескончаемом 24-хчасовом театральном действе, которое поддерживают все, начиная им самим и заканчивая собакой. Но в один день он узнает об отставке и о том, что дачу надо покинуть в ближайшие два дня.  За них канцлера успевают три раза посетить журналисты, девушка-поклонница и человек, который должен занять вакантное место. Вроде бы, ничего особенного нет, перемещение по социальной лестнице: вверх или вниз – вполне обычная ситуация. Но Гавел превращает все это в такой трагифарс, что позавидует любой драматический театр. Если во время обеда кто-то хочет что-то сказать – он встает, если хочет сказать что-то серьезное – встает на стул и говорит громко. Потом садится и непринужденная беседа продолжается как ни в чем не бывало.

Персонажи один другого краше. Мама канцлера – бабуля преклонных лет, читает газету «Жуть» и заваливает всех бесконечным числом вопросов. Жена канцлера, ему и не жена вовсе. Он называет ее – «постоянной спутницей», сему статусу она несказанно рада и носит его с гордостью. Как и наряды, которые она меняет ежеминутно. Ходит везде со своей помощницей. Освальд управляющий в этом доме всем имуществом – казенным и личным. Неподвластен ему лишь камень, об который он спотыкается каждый раз выходя на веранду.

Еще есть две дочери. У одной – телефонная и интернет зависимость. Вторая с замашками Гестапо. Держит под каблуком мужа и пишет завещание еще живому отцу. Муж, кстати, смирился со своим статусом, за весь фильм произносит всего пару предложений.

Есть журналисты газеты «Жуть».  На протяжении фильма они появляются три раза. Вопросы читают по бумажке и, запинаясь. Ведут себя странно. В середине фильма возникает девушка Беа.  Она, конечно, не Иисус, но по воде ходит. Читает дифирамбы бывшему канцлеру, и одновременно  пытается его соблазнить. Но после его отставки, приходит уже к Кляйну – «свеженазначенному» главе.

Кляйн, кстати, и занимает эту виллу после отъезда Ригера. Он приходит к нему несколько раз, в последний – как полноправный хозяин. Предлагает Ригеру должность заместителя секретаря, от которой он отказывается.

Перед  тем, как съехать, канцлеру видится (или нет? – для меня так и осталось загадкой), что все танцуют под дождем на веранде под живую, зажигательную композицию. Но потом тучи рассеиваются, и сборы продолжаются. Упаковав все, уже бывший канцлер с семьей уезжают. Уезжают все на карете, без цыган, но с кучей фотографов и журналистов вокруг. На карете написано «The end» – и вроде все. Но нас  вновь перемещают к пруду, перед которым в дружный ряд выстроились все персонажи. Стоят они по струнке и, но при этом, не прекращая хохочут. Из пруда высовывается человек и с улыбкой благодарит зрителей за то, что они выключили свои мобильные. « А теперь можете включать, спасибо». Теперь точно конец.

Одна из актрис (собственно, Дагмар Вешкрнова – по совместительству жена режиссера), представляющая картину в Москве рассказала зрителям, что пьеса была написана задолго до того, как Вацлав Гавел возглавил Чехию. Но была утеряна им не где-нибудь, а на даче. И уже в отставке, в 2003 он вновь начал над ней работу.   Гавел решил снять кино автобиографичное, о том, как живется человеку, который долгое время был на Олимпе, а потом оп – и Олимпа нет. И Зевс теперь другой. И остальные Боги принимают этого Зевса и ведут себя так, будто  другого на его месте  никогда и не было.  И как чувствует себя тот Зевс, у которого отняли Олимп, совершенно непонятно. Так вот, кино – об этом.


Автор: © Анастасия Мориц

 

 

Производство: Чехия, 2011
Жанр: драма, комедия
Продолжительность: 94 мин.
Режиссер: Вацлав Гавел
Сценарий: Вацлав Гавел
Оператор: Ян Малирж
Композитор: Михал Павличек
В ролях: Йозеф Абграм, Дагмар Вешкрнова, Власта Храмостова, Ева Голубова


Пресс-конференция по фильму «Уход»

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>