Информационное агентство
Home » Синема » [2-in-1]: Охота (Jagten)

[2-in-1]: Охота (Jagten)

16 Фев 2013

Томас Винтерберг знаменит фильмами «Торжество» и «Дорогая Венди», последний из которых снят по сценарию Ларса фон Триера. Кроме того, Винтерберг – тот, чья подпись наравне с подписью Триера значится под эпохальной «Догмой-95″. Тесное общение с ведущим датским (да, пожалуй что и мировым) режиссером не прошло для Винтерберга даром – в лучшие свои моменты «Охота» настойчиво напоминает фильмы самого фон Триера, чье творчество славится умением выбирать экстремально болезненные для общества темы.

В своем новом фильме Винтерберг берется препарировать датскую (читай, европейскую) мораль и выносит ей неутешительный приговор. Принято считать, что в современной Европе нет других проблем, кроме нелегальных мигрантов. Так кажется нам, посещающим Европу раз в год на новогодние праздники. Винтерберг, будучи вовлеченным в эту систему, видит и другие ее пороки. Все они, впрочем, имеют одну и ту же природу – виной всему нездоровая зацикленность европейцев на правах человека. На словах это выглядит так – иммигранты, дети, инвалиды и прочие незащищенные слои населения имеют такие же права как и коренные достигшие совершеннолетия жители. На деле эта попытка обеспечить всем жителям равные права оборачивается ущемлением в правах коренных граждан. Происходящее можно обозначить хорошим советским канцеляризмом – перегибы на местах. А перегибы – это нехорошо, везде, как известно, стоит блюсти золотую середину.

Слава богу, эта тема все чаще оказывается в объективе кинокамеры. Весной в прокате шел еще один скандинавский фильм (шведский, если быть точным) с англоязычным названием «Play». Рубен Остлунд рассуждал в этом контексте о нелегальной иммиграции. Винтерберг продолжает обвинять свойственную европейцам мягкотелость – но теперь предметом высказывания становится ювенальная юстиция. Ситуация, смоделированная Винтербергом, может произойти только в Европе, для любой недемократической страны – будь то Китай, Саудовская Аравия или Россия – подобная история кажется неприкрытой дикостью.

Сюжет прост – девочка Клара четырех лет от роду обвиняет сотрудника детского сада Лукаса в вещах, о которых детям вообще-то и знать не стоит. С этого момента жизнь Лукаса идет под откос – он теряет работу и любимую женщину, бывшая жена запрещает ему видеться с сыном, соседи не скрывают своей ненависти по отношению к нему, а вдобавок ко всему за ним приезжают стражи порядка и увозят в участок. И вот девочка уже отказывается от своих показаний, заверяя всех, что Лукас ничего не делал, но взрослые убеждают ее, что ее память просто отказывается помнить столь чудовищное происшествие. В Советской России 30-х годов за каждым мог приехать воронок с сотрудниками госбезопасности. В современной Европе любая судьба может быть разрушена не сотрудниками госбезопасности даже, а безобидной маленькой девочкой.

Таким образом «Охота» сильна в первую очередь своим бескомпромиссным социальным высказыванием. Из других достоинств фильма следует отметить отличный кастинг. Удачно выбран как актер, исполнивший главную роль, так и девочка, которой доверили сыграть Клару. Есть ощущение, что после «Охоты» эта девочка обязательно появится в каком-нибудь из тех фильмов ужасов, где носителем зла оказывается миловидный шестилетний ангелочек – во всяком случае, у нее для этого есть все данные. Несколько смущает в фильме навязчивый символизм: Лукас – заядлый охотник, а в финале охотничью лицензию получает его сын. Клара поначалу дружна с Лукасом – их сближает его охотничий пес Фанни, который ближе к финалу погибнет от рук возмущенных соседей. Мотив охоты здесь воспринимается как трюизм, назойливо подчеркивающий очевидную мысль, что Лукас из охотника превратился в жертву (двусмысленный финал педалирует эту мысль). Впрочем, этот мотив не портит кино окончательно, а лишь утяжеляет его – хороший фильм, слава богу, испортить не так-то просто.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

Крепкая драма о пограничных состояниях

В одном из небольших городков – где все друг друга знают, и всё друг о друге знают – 40-летний Лукас (МадсМиккельсен) приходит в себя после непростого развода. Он устраивается на новую работу, находит подружку (Александра Рапапорт), сын (Лассе Фогельстрем) хочет переехать от матери и жить с ним, рядом с Лукасом его друзья детства и верный пес. Жизнь налаживается – вот только в детском саду, где он работает воспитателем, маленькая девочка рассказала управляющей, что Лукас к ней приставал.

После шедевров Ларса фон Триера большинство как-то позабыло, что в Дании есть ещё несколько отличных режиссеров, достойных внимания. В частности это режиссер «Охоты» Томас Винтерберг, родоначальник экспериментального проекта «Догма 95» (в соавторстве с упомянутым выше Триером), согласно которому фильмы должны сниматься с естественным освещением, звуком и ручной камерой. Снятый согласно этим правилам фильм «Торжество» был хорошо принят критикой и получил специальный приз жюри в Каннах-98. Новый фильм датского режиссера также не остался без внимания – приз за лучшую мужскую роль получил МадсМиккельсен (известен блестяще сыгранной ролью Стравинского в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунина).

Данная картина на звание шедевра не претендует, но она делает, на мой взгляд, самое главное, что должно делать искусство – она заставляет думать.

«Охота» затрагивает один из самых деликатных вопросов в законодательстве каждой страны – а нашей в особенности – в свете последних законов.

Сидишь в удобном большом кресле, защищенный темнотой кинотеатра, а перед тобой препарируют общество. Беззащитный маленький человек, от которого отвернулись даже самые близкие друзья, не может ничего. В его окно летят булыжники, в магазине бьют по лицу, когда он пытается купить продукты. Маленькая ложь накрывает тихий городок. Винтерберг задает зрителю вопросы, на которые и сам, я думаю, не знает ответа. Подсказок нет, границы размыты, каждый должен найти свои ответы.


Автор: © Дарья Ревина

 

Производство: Дания, 2012
Жанр: драма
Продолжительность: 106 мин.
Режиссер: Томас Винтерберг
Сценарий: Тобиас Линдхольм, Томас Винтерберг
Оператор: Шарлотта Брюус Кристенсен

В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Александра Рапапорт, Анника Веддеркопп, Лассе Фогельстрем, Оле Дюпон

Премьера (мир): 20 мая 2012
Премьера (РФ): 21 февраля 2013

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>