Информационное агентство
Home » Скена » От одного до сорока пяти

От одного до сорока пяти

21 мая 2016

ПОЛЕ

режиссер Дмитрий Волкострелов, театр.post

Спектакль этот можно смотреть с разных ракурсов. И их, уверяю вас, достаточно большое множество. Его можно смотреть, прочитав и полюбив пьесу драматурга Пряжко «Поле». Или не прочитав, но полюбив, потому что ставили ее уже не раз, и мне довелось досконально разбираться, например, в чудесно-радужной режиссуре Фила Григорьяна. Пряжко — яркий представитель Новой драмы, но ставить его пьесы в реалистичной манере, как говорил Мой Любимый Журналист «губительно и для самих текстов и для спектаклей». Поэтому выигрывают режиссеры, создающие поверх текста нечто свое. Можно, пьесу не читая, услышать что-то о квантово-физических экспериментах в театре.post и так-таки вы их увидите, придя на этот спектакль, разве что выводы придется фиксировать самостоятельно, без лаборантов. Можно смотреть без настроек и ожиданий, и это будет очень любопытно: потому что не каждый догадается прочитать либретто до начала спектакля (а оно упрощает тернистый путь к пониманию). Ну и как бы вы не посмотрели эту премьеру — вы можете смело смотреть ее еще, и еще раз, потому что в следующий раз — это будет совершенно другой спектакль. Почему? Рассказываю.

Эксперимент (а режиссер Дмитрий Волкострелов самый знаменитый экспериментатор современного театра — как ни крути) будут ставить на вас, но и вы будете участвовать в нем. Теория, которую берет за основу Дмитрий, раздваивая название пьесы таким образом, что «поле» не только то, что пашут комбайнеры — главные герои пьесы Пряжко, но и «поле» одно из основных понятий квантовой физики, да и ряда разделов математики, где поля фигурируют как взаимодействующие субстанции. Поле пьесы и поле спектакля воздействует на зрителя, но и зритель в этом эксперименте будет воздействовать на действие, выступая толчком или звеном для генератора случайных чисел.

От одного до двадцати двух, выпадающие случайным порядком цифры, означают номер эпизода, который после нанесения цифры на доску начинают в своей ячейке играть актеры. И так, цифра за цифрой, с повторами, иногда подряд, не соблюдая линейность сюжета, а так, как выпадет. Таким образом, в задачу актеров каждый раз в каждом спектакле входит сыграть свой эпизод, услышав цифру. И театр, на этот вечер, слегка уступает место кино, в том месте, где работа актера сводится в работе над одним эпизодом в кадре. Шаг — и ты в кадре, на доске, в свете софитов, шаг — и ты вышел из него. Твоя сцена закончилась. А зрители должны попытаться ухватить сюжетную линию, наблюдая за мини-сценами, если им это нужно)

Лекция о квантовой теории спектакля поле: (очки на кончик носа, указку в руки):

«Итак, господа, зрители! Все посмотрели на доску! На ту, что к вам ближе, Иванов! Находим в пьесе точку наивысшего кипения, или точку J. Нет, Петров, пьеса не о сексе, хотя… не без этого. Дамы на заднем ряду прекратите хихикать! Все эпизоды до нее, до точки J, разбиваем на главы, нумеруем, и закладываем в генератор, который будучи мальчиком из спектакля — актером, выдает нам цифры от 1 до 22 в случайном хаотичном порядке. Поэтому, спектакль сегодня будет сыгран так (цифры-цифры-цифры), ну а завтра совсем иначе (другие цифры-цифры-цифры) Представили? Ну, интересно же? Кому там на последнем ряду не интересно? Встали — вышли! Остальные, идем дальше. Вторую часть, после точки кульминации, да, Петров, той самой J, играют линейно. Линейно. Кто мне объяснит, Васечкин, что значит «линейно»? Обычным способом, эпизод за эпизодом, без участия как бы внешних сил и без воздействия других полей. Эта линейная структура совпадает с сюжетной линией об отдыхе после пахоты, сумерках, греющихся у кострах молодых людях-комбайнерах, теряющихся в темноте, чтобы остаться наедине, и случайным образом вновь сходящимся у одного костра в центре поля. Темнота, в которую погружают зрителя сгущается, и концентрация мыслей о поле ли, сексе ли, любви ли, работе ли, будет у каждого индивидуальна, своя. Конец лекции»

Поле Пряжко — многослойная и практически бездонная для трактовок, при всей своей кажущейся на первый взгляд примитивности темы и диалогов, пьеса про современную деревню. Раньше, когда государство в лице СССР заботилось о смычке города и деревни, такие пьесы были в изобилии, обязательными к написанию и постановке, и назывались «производственная пьеса». Кому-то «Поле» кажется пародией на производственную пьесу. Кому-то «Чайкой века ХХI-го». А что мы имеем в деревне? Главные герои — комбайнеры. Их подруги — доярки. Вариаций не много. Забот — убрать в срок поле, успеть подоить/помочь отелиться; из быта: ларёк с чипсами и колой, набойки на сапоги к зиме; из развлечений: плеер и дискотека в соседнем селе; из мечт: золотая цепочка и перегнать в уборке поля Серегу. Это только кажется, что выбор начинки к чипсам — не вопрос и не проблема. Не зря Волкострелов в сценографию спектакля добавляет их вместе с колой. Как и отдельная мизансцена со сменой набоек на сапогах — она же не про набойки, она про ревность, измену, посягательство на чужое, секс, скорую зиму в разгар уборки урожая (читай летом) и про что-то еще. Так и все остальные минималистические сцены и примитивные диалоги, в которых мат присутствует в очень дозированно-разумных пределах (на самом деле, это лет пять назад шокировало, а сейчас кажется, так и не говорят уже), каждая кладезь информации и о героях, и о мире вокруг них. Мир этот, конечно, фантастичен, фантасмагоричен, что доказывает сцена с комбайнами из европейских государств на одном поле и ночные костры, к которым можно пойти погреться норвежцев и прочих не соседей по границе. Но и одновременно, мир этот очень документален и реалистичен. Переодев своих доярок-комбайнеров в современную модную одежду унисекс (магазин одежды Oh, my) белого цвета, Волкострелов переносит действие из времени 90-х, которые слегка угадываются за плеерами и до смартфонными телефонами, в некое неопределенное время Х. Что очень хорошо рифмуется и с фигурирующим в финале европейским полем, и приподнимает пьесу, как раз туда, откуда можно аттестовать ее «Чайкой ХХI века», что означает, если вы не театрал, что эта пьеса будет веками ставиться и разбираться, она многослойна, сложна и попадает точно в унисон своего времени, но и будет интересна, как взгляд назад из будущего.

«Поле» о том, что вы в нем найдете. О смысле жизни, в селе ли, в городе, по большому счету нет разницы. О потере себя, о блуждающих в неком поле людях, поиске не только себя, но своей половины, поисках смысла, смыслов и единении в темноте, когда эти смыслы хоть на час, но найдены.

© Вникала Анастасия Вильчи


театр post

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>