Информационное агентство
Home » Мастерская Кино » «Отель Гранд Будапешт»

«Отель Гранд Будапешт»

08 Авг 2022

«Отель Гранд Будапешт» –  кинофильм Уэса Андерсона, снятый по мотивам рассказов Стефана Цвейга. Фильм получил гран-при жюри на Берлинском кинофестивале, а кинопрессой признан одним из 10 лучших фильмов 2014 года и награждён рядом премий.

С начала просмотра предполагаю, что Уэс Андерсон создаёт свой отдельный мир, который не связан с реальностью, периодически противоречит истории, законам и правилам.

Что означает Стефан Цвейг для «Гранд Будапешта»? По каким произведениям снят этот фильм? Вот что говорит сам Андерсон в одном из интервью:
«Я прочитал все его романы, его мемуары, «Вчерашний мир». И хотя наша история, собственно, напрямую не связана с ним, не основывается на его новеллах или романах, она, скорее, проникнута их атмосферой, в ней есть приемы, которые он использовал. И мой замысел состоял в том, чтобы создать наше собственное видение произведений Цвейга. Такое отношение писатель имеет к нашему фильму…»

Стефан Цвейг был очень популярен в начале двадцатого века. Про него говорили, что он баловень судьбы, ведь всегда рядом в нужный момент были такие люди, которые были готовы печатать его тексты с самого начала карьеры. Вот что писал о Цвейге Томас Манн: «Его литературная слава проникла в отдаленнейшие уголки земли. Удивительный случай при той небольшой популярности, которой пользуются немецкие авторы в сравнении с французскими и английскими. Может быть, со времен Эразма, ни один писатель не был столь знаменит, как Стефан Цвейг»

Стефан Цвейг жил на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. Во времена его юности общество было немного смешным, принципиальным в вопросах чести, большое количество правил поведения, этикета за столом и в одежде, и так далее. Мне кажется, Густав очень подходит под описание того времени. Мсье был «неуверенным в себе, тщеславным, неудовлетворённым», и выглядел странно с непрекращающимся чтением стихотворений, с обилием духов, с приличиями среди обычных людей. Вот как говорил Мустафа про мсье: «Его мир исчез задолго до того, как тот в него пришёл». Это ключевая фраза для персонажа, так похожего на уходящий мир.

Действие происходит в вымышленной восточноевропейской стране Зубровке. Зубровка, в реальности – это алкогольный напиток, который настаивается на травах. Здесь происходит переворот значений: для нашего понимания Зубровка – обычная бутылка водки, а для Андерсона – целая страна.

Мы видим девушку, которая идёт по кладбищу к памятному бюсту Автора: это и не Цвейг, и не Андерсон, и мне кажется, вообще никто, и вместе с этим все авторы, существующие на свете. Бюст становится самостоятельной фигурой при отсутствии имени, отдельным персонажем при отсутствии черт. Тоже самое можно сказать и про Девушку, ведь это собирательный образ «фанатки» – пальто, берет, значки на воротнике.

Первая конкретная дата в фильме – 1985 год. Она помогает мне убедиться, что Автором не является Цвейг, ведь его годы жизни 1881-1942. Эта дата – способ перенестись из настоящего времени, из сегодняшних дней во времена книги «Отель «Гранд Будапешт»», её читает девушка на лавочке, рядом с бюстом Автора.

Сюжет «Отеля «Гранд Будапешт» строится вокруг двух героев – Мсье Густава и Дмитрия. Я думаю, Андерсон показал перемену времени через этих персонажей. Он показал ценности, войну, любовь, радость и грусть сотен людей. Сейчас от этого времени осталась только книга.

Автор книги пишет, что живёт в отеле «Гранд Будапешт», который когда-то был обворожительным, прекрасным. Сейчас же он выглядит немного хуже. Автор встречает владельца отеля – ранее коридорного Зеро Мустафу. И теперь начинается действие: рассказ коридорного, описанный Автором, в фантазиях девушки. Сломанный телефон, который не стоит портить реальными фактами. Кстати, в начале двадцатого века очень часто использовался приём «история в истории», в сюжетах многих фильмов можно это заметить. («Кабинет Доктора Калигари», «Усталая смерть»). Мне кажется, это хороший вариант подачи сюжета, ведь речь идёт как раз про рубеж 19 и 20 веков.

Сюжет закручивается вокруг картины Ван Хойтла «Мальчик с яблоком». По словам героев, эта картина очень дорогая, ей нет равных в мире живописи.

По темной цветовой палитре, отсутствию эмоций у мальчика, по статичности позы можно предположить, что эта картина стилизована под произведения эпохи Позднего Возрождения. «Мальчик с яблоком» специально создавалась для фильма современным художником Майклом Тейлором. Это можно понять по странному, нетипичному для Ренессанса положению рук, по увеличенной в объеме голове, и по яблоку.

Северное Возрождение основывалось не на античности, как в Италии. В истории северных стран нет Римской империи. Было лишь средневековье, а основное занятие тогда – изучение библии. По библии, яблоко – символ запрещённый, символ греха, познания. Поэтому сюжеты с яблоком в Северном Ренессансе очень редки, их практически нет.

А что происходило в 20-е годы двадцатого века? Это время переворота, и внутренне-человеческого, и промышленного. Появление первых технологий. В искусстве появляется модерн, который обращал внимание на внутренние ощущения и чувства, на иррациональное поведение человека. Характерные черты – это и буйство цветов, линий, сюжетов. Но главным для нашего разговора является Эгон Шиле.

Стилистически картины Шиле, и «анонима» похожи. Сюжеты Шиле заключались в кривых линиях, в раскрытии человека с непривычных ракурсов (и сексуальных тоже).

Если режиссёр создает свой собственный мир, а тем более если Уэс Андерсон создаёт его, то большое внимание стоит уделить цвету.

Например, один из знаковых цветов  – розовый. В последствии розовый кадр будет темой лучших времён отеля, когда речь заходила об Агате (розовая сорочка, розовые коробки Мендельса). Самый первый кадр, с которого начинается повествование – тоже розовый. Мне кажется, ключевое слово для этого цвета – мечта.

Платье Мадам Д. – жёлтое. Сразу я вспоминаю картины Ван Гога с жёлтыми подсолнухами, Достоевского с жёлтыми стенами домов для сумасшедших. Жёлтый – не только цвет солнца и радости. Часто его используют, чтобы показать болезнь, тревогу.

С рассвета, весны «Гранд Будапешта» резкая смена кадров на осень, на закат прекрасного заведения. Желтый цвет не только снаружи, в природе и в цветокоррекции кадра, большое значение жёлтому цвету дано в интерьере.

Мадам Д. умирает при загадочных обстоятельствах. Мсье Густав едет в последний раз увидеть свою «подругу жизни». Вместе с Зеро он попадает на чтение завещания. Мадам Д. завещала Густаву картину «Мальчик с яблоком», которая единственная в дорогом особняке стоит целое состояние, всё остальное – дешёвка. Посмотрим на то, в каких тонах выдержаны сцены в поместье Мадам Д.

Коричневый, чёрный, тёмно-зелёный – самые подходящие цвета для богатого поместья тех времён. Но, несмотря на то, что у родственников траур, и все должны быть в чёрном, мне кажется у этого цвета не только функция траура в одежде.

Вот что мсье Густав говорил Зеро про наследников своей подруги: «Вероломные дети, которых при встрече она даже не пыталась поцеловать. Теперь, после её смерти, они будут плясать, как цыгане».

Мне кажется, чёрный цвет означает разрушение. Дмитрий и его сёстры всё время облачены только в чёрное. Отель, когда его покинул мсье Густав, и после туда заселились военные – стал украшен чёрными флагами. Последние кадры сняты в чёрно-белой коррекции, этими кадрами говорится о конце эпохи, о прекращении истории. Форма военных так же чёрная.

Теперь же я хочу написать несколько слов про Дмитрия. Именно он источник «разрушения». Подстроил три убийства, хотел забрать всё состояние себе. Дмитрий почти не выражает эмоций, чем-то похож на неживого человека. Одет всегда превосходным образом, перед нами ни разу не появляется в растрёпанном виде. Эмоции у Дмитрия несомненно есть, но они сугубо негативные, он не сдержан в ругательствах. Его образ, готический, утончённый, чем-то напоминает Дракулу. И мне не кажется это случайным решением Андерсона.

Вампиры для двадцатого века пусть и были первыми ужасами, но они были и спасением от неизвестного. Когда человек хочет что-то объяснить для себя, он делает это при помощи образов. Именно эти монстры объясняли работу новых сфер развлечений – кинематографа и медиа. Вампиры являются яркой чертой нового мира, после появления первых технологий. Дмитрий соединяет в себе некоторые черты и вампирического образа, и характера нового века: буйный, берущий.

Последний цвет, который я думаю, имеет большое значение – голубой. Всегда, если герои в пути, небо, земля – всё голубое. В дороге часто мы размышляем, грустим, мне кажется голубой – цвет дороги и грусти. Также это цвет зимы, мороза, а действие фильма происходит зимой. Лента на коробках Мендельса голубого цвета – словно два цвета, розовый и голубой, означают грусть об Агате, ушедшей, с которой когда-то было хорошо.

Ещё важный момент, который хочется отметить: кольцевая композиция, сцены, которые начинают и заканчивают фильм.

Мы постепенно выходим из истории. Сначала, герои повторяют те же действия, что и в начале сюжета. Только случай уже не был добр к героям: если в первый раз связи отеля помогли Густаву с проверкой билетов, то теперь за грубость его расстреляли.

Второй раз мы видим живого Автора: тот завершает своё повествование. Заканчивается фильм девушкой, дочитывающей книгу.

Кольцевая композиция фильма говорит нам о том, что это всё – определённый цикл, петля, которой суждено повторяться снова и снова.

_________________________________________________________________________________

Автор: © Яна Терехова

Производство: США, Германия, 2014

Продолжительность: 100 мин.

Режиссер: Уэс Андерсон

В ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо  и др.

 

 

Метки: , , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>