«Отравленная туника» – последняя премьерная постановка Романа Григорьевича Виктюка по одноимённой пьесе апологета акмеизма Николая Степановича Гумилева. И хотя спектакль уже живёт третий театральный сезон, в 2021-ом году он особенно важен и актуален: весной отмечался 135-летний юбилей со Дня Рождения поэта, а в августе исполнилось 100 лет со дня его расстрела.
Сюжет знакомит нас с жизнью дочери императора Византии в 24 часах, любовных перипетиях и страданиях. Основой здесь можно было бы выделить столкновение поэтической фантазии о любви с жестокой, традиционно не оправдывающей ожиданий, реальностью. Страсть и ненависть, вдохновение и тирания, немощность и всесилие, – кажется, всё строится на хорошо знакомых угловатых конфликтах. Однако порой чрезмерная заостренность приводит к пониманию относительности и условности любого утверждения и состояния.
Изысканно и чувственно визуальное воплощение гармоничного текста серебряного века: здесь и античные развалины, и деревянные брусья, разбросанные, казалось бы, хаотично, но слагающие в центре крест (кроме очевидных религиозных отсылок вспоминается также и одноименное стихотворение поэта), и железные кровати тюремной камеры. Мир отвлечённый и мир осязаемый продолжают своё взаимодействие и в решении костюмов актёров: хитон и шинель.
Происходящее на сцене действо гипнотически-завораживающее. Мощная пластика, монументальная лепка тел, и тут же – абсолютно различная динамика движений персонажей. У каждого – своя, особая, узнаваемая по мере развития сюжета: хранящий несметное количество тайн Евнух (Иван Иванович) сдержан и величественен; противопоставленный ему Имр (Дмитрий Бозин) – хищнически порывист и резок, обнажая дикое, почти звериное естество. Именно тяжёлое дыхание Имра нагнетает атмосферу в зале: его могучая подача голоса в рифменном напеве передаёт максимальную яркость эмоций, которые испытывает араб, жаждущий мести. Величественна и коварна императрица Феодора (Людмила Погорелова) – рисунок её роли чёток и строен, что позволяет зрителю в полной мере осознавать, что ею движет. Император Юстиниан (Дмитрий Жойдик) настолько же упоён властью, насколько и отравлен её чрезмерной жаждой, всецело поглощающей всё живое и в нём самом, и в его окружении. Царь Трапезондский (Антон Даниленко) тонко работает на нюансах – за статью доблестного воина и образом благородного и порядочного жениха проступают чреватые последствиями слабости. Зоя (Анна Подсвирова) – нежный ангел – загадочна и эфемерна – так молода и так влюблена… но в того ли? И – действительно ли – влюблена?
Весь спектакль удерживает зрителя в будоражащем возбуждении, от которого порой даже ощущается легкая усталость. Эстетика декаданса и томления, горячие токи откровенных энергий, бурлящий ритм крайних состояний, – все эти неотъемлемые черты фирменного знака театра Виктюка заиграют здесь многочисленными гранями, заставят восхититься, улыбнуться и погрузиться в поистине экзотичный мир Востока, манящий, пугающий и чарующий одновременно.
____________________________________________________________________________
Автор: © Алина Грешникова
Премьера состоялась 5 марта 2020г.
Драматург: Николай Гумилёв
Режиссёр: Роман Виктюк
Художник-постановщик: Владимир Боер
Режиссёр по пластике: Михаил Вишневский
Художник по костюмам: Елена Предводителева
Роли исполняют: засл артист РФ Дмитрий Бозин, засл. артистка РФ Людмила Погорелова, Дмитрий Жойдик, Анна Подсвирова, Олег Исаев, Иван Иванович, Антон Даниленко