Информационное агентство
Home » Синема » Пена дней /L’écume des jours/

Пена дней /L’écume des jours/

15 Июл 2013

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК РЕВМАТИЗМ

Остроумные технические штучки, карнавальные костюмы зверюшек – у Гондри это всегда выглядит мило, но с «Пеной дней» в целом он, приходится признать, не справился. Я заранее был предубежден против фильма по роману Виана, где каким-то образом в списке исполнителей оказались Омар Си, Гад Эльмалех и Одри Тоту – не мог даже для себя решить, что из перечисленного здесь может быть менее уместно. Да еще Ромен Дюри – альтернативного артиста, подходящего по типажу, в современном французском кино нету, а Гаэль Гарсия Берналь, который, конечно же, лучше намного, говорит с акцентом, и если в «Науке сна» это можно было объяснить через сюжет, то в «Пене дней» не получится при всем желании. Повар Николя может быть негром, любитель передовой философии Шик – арабом, Хлоя – старухой, но уж Колен – непременно француз и более-менее романтической внешности.

Но я все-таки надеялся, в итоге все получится не так страшно, а получилось еще хуже. Гондри обрушивает кутерьму визуальных трюков и быстро утомляет, а когда тормозит ритм, становится просто скучно. Понятно, что задача изначально стояла сложная – невозможно однозначно представить, как должны выглядеть персонажи Виана и их поступки. Что, например, значит «подстриженные веки»? Лирический герой Маяковского просит постричь ему уши – это поэтическая условность. У Виана тоже условность, но кино требует перевести ее в какой-то зримый образ, и Колен, сыгранный Роменом Дюри, буквально стрижет себе веки, от глаз стекают струйки крови, а он улыбается: жуткое зрелище. Допустим, это мелкая деталь, как и с кувшинкой, как и с пианоктейлем – все очень буквально, но иногда мило, проблема же в другом: игра в провинциальный ТЮЗ не выдержана режиссером до конца (как в замечательной «Науке сна»), хенд-мейд перемежается с продукцией компьютерных технологий. Заглянуть внутрь тела Хлои и увидеть там сердце-моток шерсти – это очень здорово, и это позволяют возможности кинематографа, но тогда и все остальное должно быть решено в той же эстетике, без электронной графики, без технологических наворотов, без панорамных планов полуностальгического-полуфутуристического Парижа.

Кстати, о времени – вторая ошибка Гондри в том, что он экранизирует «Пену дней» как современный роман, без оглядки на эпоху, когда он появился, а появиться сегодня или, например, в 1980-е или в 2000-е он не мог бы, и дело совсем не в Жан-Соле Партре, которому, кстати, в фильме придано даже излишнее внешнее сходство с прототипом. Все романы Виана ведь, по сути, об одном и том же рассказывают – о крахе идиллии. Но для начала необходимо идиллическое настроение создать, чтоб боль от катастрофы стала ощутимой. Проза Виана балансирует на грани эйфорического восторга и самоубийственного отчаяния. А Гондри в своем фильме вместо подлинного упоения свободой и радостью жизни, обрывающегося в хаос, предлагает аттракцион-эрзац. Может, кому-нибудь он покажется занятным и даже обаятельным, мне не показался. И псевдоэстетский черно-белый претенциозный стиль финала Гондри выбирает, думается мне, не столько по недостатку фантазии, сколько от бессилия перед таким, казалось бы, близким, таким родным, таким любимым материалом.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Бельгия, Франция, 2013
Жанр: фэнтези, мелодрама, драма
Продолжительность: 125 мин.
Режиссер: Мишель Гондри
Сценарий: Люк Босси, Борис Виан
Оператор: Кристоф Бокарн

В ролях: Одри Тоту, Омар Си, Ромен Дюри, Гад Эльмалех, Айса Майга, Шарлотта Лебон, Саша Бурдо

Премьера (мир): 24 апреля 2013
Премьера (РФ): 4 июля 2013

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>