Информационное агентство
Home » Синема » [XX фестиваль "Окно в Европу"]: Поклонница

[XX фестиваль "Окно в Европу"]: Поклонница

16 Авг 2012

Никогда не числился Мельников по разряду «великих», а тем не менее его фильмы смотрят и будут смотреть, а каждый новый – маленькая радость, не открытие, не откровение, просто немного солнца в холодной воде. Стилистика его может показаться старомодной в сегодняшнем контексте, как, не сомневаюсь, старомодной казалась и в контексте 70-х, и перестроечных 80-х – но поколения модных гениев меняются, а Мельников продолжает радовать, потому что, помимо профессиональных навыков, обладает двумя взаимоважными для кинематографиста в солидном возрасте качествами – наличием вкуса при отсутствии маразма. В «Поклоннице» он рассказывает историю любви Антона Чехова и литераторши-дилетантки Лидии Авиловой, замужней и многодетной дамы, в роли которой анемичная Светлана Иванова вдруг оказалась такой трогательной, а про Кирилла Пирогова в роли Чехова и говорить нечего, и вообще с актерами Мельников работает как никто, и с узнаваемыми, и с молодыми, открывая, в данном случае, приятную свежую физиономию Артема Яковлева, до сих пор игравшего только молодого Бродского у Хржановского (здесь он младший брат Авиловой, слегка гротескный толстовец Алексей) Рассказывает эту историю Мельников, рассматривая в отдельности от его других связей, но в связи с историей пьесы «Чайка». Авилова отчасти становится прототипом Нины, точнее, некоторые моменты отношений Чехова и Лидии служат материалом для диалогов Тригорина и Заречной. Как всегда у Мельникова, исключительно яркие второстепенные персонажи, особенно троица двух литераторш, «материалистки» (Светлана Крючкова) и «идеалистки» (Оксана Мысина), и критика Альфреда Гноя (Алексей Девотченко). Такая лав-стори, наверное, не вполне исторична, как и антураж, в котором она разворачивается, вплоть до того, что Александринку, где проходит провальная премьера «Чайки», снимали в Михайловском театре у Кехмана. Но из отдельных виньеток Мельников складывает прекрасную картинку, которая хороша сама по себе, безотносительно к тому, что ее герой – Чехов, невзирая на некоторую неаккуратность Олега Табакова в обращении с собственными актерскими штампами (в роли Николая Лейкина) и несколько навязчивый саундтрек Игоря Корнелюка. Мне совершенно неважно, в самом ли деле Лидия Авилова была главной любовью в жизни Чехова, действительно ли он, умирая, пил шампанское за ее здоровье, или задолго до смерти он о ней думал забыл, или даже вовсе никогда не знал. «Это не воспоминания, а сны» – эпиграфом, предуведовлением звучит титр в начале картины. А кроме сказок и снов ничего в искусстве настоящего быть не может.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2011
Жанр: драма, мелодрама
Продолжительность: 102 мин.
Режиссер: Виталий Мельников
Сценарий: Виталий Мельников
Оператор: Сергей Астахов, Степан Коваленко
В ролях: Светлана Иванова, Кирилл Пирогов, Олег Табаков, Оксана Мысина, Светлана Крючкова, Алексей Девотченко, Артем Яковлев, Иван Краско, Александр Адабашьян

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>