Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Попрыгунья» Айдара Заббарова в Театре им.Е.Вахтангова

«Попрыгунья» Айдара Заббарова в Театре им.Е.Вахтангова

08 Ноя 2022

7 ноября 2022 года на Симоновской сцене Театра им.Е.Вахтангова состоялась премьера Айдара Заббарова по рассказу Антона Павловича Чехова – «Попрыгунья».

Кто же она такая? Ветреная и легкомысленная девушка,  думающая только о себе и своём удобстве, не обращающая внимания на мужа,  его проблемы и потребности.

Известно, что прототипом главной героини Ольги явилась  любовница выдающегося художника и лучшего друга писателя –  Исаака Левитана. Софья Кувшинова, жена полицейского врача, который продолжительное время закрывал глаза на ее роман на стороне, тоже была художницей, но – любительницей, и часто выезжала со своим учителем на Волгу, на пленэр.

После выхода рассказа весь высший свет обсуждал пикантные подробности и художественные параллели, а Левитан даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Но, к счастью, она не состоялась, и спустя долгое время старые друзья примирились, а вот связь Софьи и Исаака не имела продолжения и счастливой развязки.

И вот совсем не вымышленные герои оживают на сцене. Актёры создают образы людей искусства и тонкой душевной организации, чувственных, любящих и изящных, какими они, вероятно, и были…. Или могли бы быть.

Ольга Ивановна – Софья – Евгения Ивашова – это завораживающее и вызывающее восхищение переплетение полупрозрачных нитей грациозной пластики и манеры поведения актрисы, экстравагантных черт прототипа, легкомысленности и необыкновенности художественного образа. Совершеннейшее слияние!

Как пишет Чехов, актриса «была похожа на стройное вишнёвое деревце с распустившимися белыми цветами…», она мила, и своей невинностью обманчива, местами напоминая великолепные образы Мерлин Монро (особенно в дачной сцене с Дымовым, где просит его привезти вещи для похода на свадьбу, вместо того чтобы провести время с тем, «по кому так скучала и ждала»).

Дымов (Ян Гахарманов) показан как трудолюбивый врач и верный мужчина, готовый в любую минуту отказаться от своих желаний и планов в угоду любимой. Для неё же он «яростный бедуин, охотник, не вписывающийся в раму, и в то же время простой и обыкновенный человек, с одним лишь недостатком — отсутствием тяги к искусству».

С Дымовым  Гахарманова, однако,  всё совсем не так просто: он талантлив и профессионален, обладает математическим складом ума и наделён соответствующими интересами, что не мешает ему одновременно проявлять и чувственность, и порой безмерную искренность, сменяющуюся строгостью, таить в себе множество загадок.

Однако Ольге более импонирует Рябовский (Юрий Поляк/ Василий Цыганцов), страстно признающийся в чувствах,   отрекающийся от своего призвания. Режиссёр не упустил возможности наделить художественный образ чертами его прототипа: проецируемые картины отсылают к великолепным пейзажи мастера…

Декорационное оформление сцены предельно лаконично: железные, напоминающие операционные, столы легко превращаются в пол дома и дачи, поезд, берег Волги и даже в огромный рентгеновский аппарат! Почти всё действие проходит именно на них (« стоит только вынести вон железо, как всем станет весело и легко. Очнувшись, она вспомнила, что это не железо, а болезнь Дымова»).

Постановка также доставляет истинно эстетическое удовольствие, благодаря визуальному (тёплое голубоватое освещение, элегантность и нежность образов) и аудиальному (живое инструментальное исполнение стилизованных джазовых композиций в сочетании с прекрасными голосами) решениям.

_________________________________________________________________________

Автор: © Алина Грешникова

 

Премьерный спектакль Театра им.Е.Вахтангова «Попрыгунья» – пример отличной бережной работы режиссера с литературным текстом. Действие выстроено динамично и интригующе. Режиссёр Айдар Заббаров словно идет рука об руку с Чеховым, аккуратно раскрывая смысл произведения, проникая в мысли и настроение автора.

Из декораций на сцене, кроме двух манекенов и мольберта, только медицинские металлические столы, которые в определенный момент становятся и перроном, и речным причалом, и уезжающим поездом, и обозначением статуса персонажа по отношению к остальным… Такое лаконичное и многофункциональное, богатое смыслами решение!

Передвигает эти столы чаще всего Дымов (Ян Гахарманов), что еще раз показывает его положение в собственной семье в вечном служении жене, да и в обществе в целом. Очень кстати обыграна и фамилия Осипа: на сцене действительно почти всегда много дыма, он живет в пространстве вечного тумана. Герой не только заблудился в своем внутреннем мире, но и плутает и во внешнем.  Жена не только в переносном смысле, но и физически уходит от него в дымку, куда ему отказано в доступе, и растворяется там.

Костюмы также стильно выдержаны в минималистической лаконичной чёрно-белой гамме, что не лишает их утонченного шарма. Ничего не отвлекает зрителя от трепетной исповеди, созданной режиссером и актерами. Пожалуй, единственное, что «резало» глаз при просмотре – обилие «спин» на сцене. Лично мне так хотелось видеть лицо героя в некоторых сценах!

Это интимная, теплая, но горькая история любви слишком разных людей, которые оказались неспособны примириться и понять друг друга. Наверное, только Чехов мог создать такие многоплановые образы, а режиссёр мастерски сохранил и раскрыл их на сцене.

Ольга (Евгения Ивашова) не кажется меркантильной и жестокой изменщицей: она наивна, влюбчива, внушаема и легко увлекается всем новым.  Она по природе своей не может быть «хорошей» в стереотипном понимании этого слова женой и хозяйкой, но искренне любит мужа, как умеет. Дымов, в свою очередь, и не требует от нее этого — он  влюблен в свою жену и готов выполнять любые ее капризы, совсем не воспринимая это как унижение.

Очень заметен контраст, когда в сцены «возвышенной» жизни Ольги в мире богемы и искусства вдруг врывается Дымов со своей прозаичной, совершенно не интересной рутиной. Ольга служит своеобразным маркером, обозначающим пространство. Где есть она – всë сказка, салоны, художники. Это подчеркивается и светом, и музыкальным сопровождением.  Все сцены, где ее нет – обыкновенная жизнь Дымова. Он просто не вписывается в картинку

Сцена любовного признания Рябовского поставлена как проповедь Христа. Ольга постепенно начинает покорно повторять все его слова. Реальны ли эти ее мысли и обаятельный художник просто развил давно зародившиеся планы и желания? Или героиня, в силу своего характера, не подумав, идет на измену, поддавшись мимолетному порыву? Евгения Ивашова прекрасно передает сложные переживания и сомнения своей героини. В конце этой сцены Ольга почти молится на картину Рябовского, как на икону. Любопытно, что некоторые картины написаны Левитаном, что отсылает нас к истории, послужившей импульсом для творческого гения Чехова.

Роль Рябовского разделили между собой два актера: Юрий Поляк и Василий Цыганцов. Первый создает образ нежный и безобидный, в трактовке второго же наблюдаем больше брутальности.

Трогательная и глубокая «Попрыгунья» Айдара Заббарова минималистична по части внешнего решения и бесподобно наполнена в чувственном, внутреннем плане. Спектакль поднимает и вскрывает множество пластов человеческой души, что, несомненно, найдет отклик у зрителя.

_________________________________________________________________________

Автор: © Виктория Смирнова

Премьера состоялась 7 ноября 2022 года

Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут (без антракта)

Инсценировка и постановка: Айдар Заббаров

Сценография и костюмы: Булат Ибрагимов

Музыкальное оформление: Вячеслав Жуков

Роли исполняют: Евгения Ивашова, Ян Гахарманов, Юрий Поляк/Василий Цыганцов, Карен Овеян и др.

 

 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>