Информационное агентство
Home » Синема » После нашей эры / After Earth

После нашей эры / After Earth

01 Июн 2013

Если прислушаться и поддержать точку зрения Андрея Кончаловского, который сказал на днях: «Все что делается сегодня – делается для тинейджеров. Поэтому первый признак того, что кино будет успешным – оно делается не для взрослых», – то фильм «После нашей эры» должен ждать успех.

В этом фильме есть путешествие на космическом корабле, есть цивилизация, которая обнулила летоисчисление и живет в другой галактике, после бегства с погибающей Земли, поэтому их время, как и фильм, называется после нашей эры. Есть сын прославленного генерала Сайфера, совсем еще мальчик Китай (Джейден Смит, 14 лет), который оказывается в экстремальных условиях и должен спасать и себя, и раненого отца (Уилл Смит). Есть монстры – урсы – это такие специально выведенные, чтобы истребить землян на их новой планете чудовища, слепые, но реагирующие на человеческий страх. Есть погони, битвы, полеты, мутанты-животные, которые живут на планете Земля через 1000 лет после людей ее покинувших. Есть планета Нова-Прайм. И есть в конце концов хеппи энд.

Фильм позиционируется в прокате, как 12+, и это вполне верно, так как для более старших поколений он скорее будет малоинтересен. Если вспомнить начало эры видеомагнитофонов, уже далекие 80-е годы, то да, в те времена такой фильм и привлек бы внимание, и увлек бы космической историей. Но сегодняшний избалованный зритель, принимая спецэффекты как должное, будет искать в кинозале нечто большее. Любители боевиков захотят больше стрелялок, а любители ужастиков – страшилок. В фильме же они есть, но дозировано, не пугающе, как раз для подростков. Любители кино интеллектуального вообще ничего не найдут. А красной нитью проходящая через фильм тема поиска взаимопонимания между отцом-солдатом (или на их языке – рейнджером) и сыном-подростком снята без какой-либо глубины, довольно поверхностно, и , уж простите, откровенно скучно.

Джейден Смит, точнее его герой Китай, весь фильм вспоминает, как погибла его старшая сестра и готов вот-вот разревется, и с трудом верится, что он сдает экзамены на рейнджера у себя на планете. И самым честным,  а потому самым удачным моментом фильма мне показалось финальное высказывание победившего свои страхи, урсу, себя самого и природу пустующей тысячу лет Земли мальчика: «Папа, я хочу работать с мамой!», – оставшаяся на Нова-Прайме мама-жена какой-то там архитектор-исследователь, а не генерал армии. Зал смеется, парень прав. Не всех ведь берут в космонавты.

Даже с таким слабым сценарием и одной довольно примитивной идеей фильм вполне можно было бы спасти, придумай создатели нечто более оригинальное, чем мутировавшие виды флоры и фауны на Земле. Объясняют больших, но вполне узнаваемых животных и птиц сценаристы тем, что так научнее, но кому нужна научная основа в фантастическом боевике? Никаких сверхновых идей не видно и в создании инопланетной цивилизации: да, красивый город будущего, но шагнувший не так далеко от наших городов-небоскребов. В космических кораблях и оружии: кортик и удлиненная тарелка, все уже было. Художники, сочиняя новую планету, использовали геометрию природных форм, потому что потеряв Землю, люди будущего должны были извлечь уроки, переосмыслить отношения с природой. Линии плавные, дома округлые, зооморфный дизайн предметов от столов до настольных ламп, но они появляются в эпизодах на заднем плане, поэтому в полной мере не дают оценить проведенную грандиозную работу. И все время возникают вопросы: почему так? Если люди, покинув Землю, стали умнее, то почему и чем они успели насолить соседям по космосу? Ведь только сто лет они жили мирно, а потом подверглись нападению инопланетных существ Скрелов. Эти Скрелы так и не появятся в фильме, я о них узнала из пресс-релиза, но именно они, чтобы прогнать землян с Новы-Прайм, век за веком совершенствуют свое оружие, и именно они создают продукт генной инженерии – Урс. Это монстроидальные неприятные для нашего глаза чудовища, чувствуя феромоны, которые люди выделяют при испуге. И вот уже новой цивилизации грозит гибель. Слишком наворочено для короткого фильма. Все эти подводные течения и ответвления в историческое прошлое хороши бы были в книге, или сериале. Тогда можно было бы подробно снять, показать и спокойно понять: кто с кем воюет, почему и зачем? В фильме же, ясно что-то тут, чуть-чуть там, общее впечатление – остается общим.

Выход и спасение по версии сценаристов фильма также довольно прост: надо перестать бояться. И таких людей только среди рейнждеров всего-то семеро. Один из них отец Китая. Как семеро, пусть и хороших военных могут спасти всю планету? Не ясно. Да и сам генерал жене обещал, что этот вылет с сыном, ставший из тренировочного гибельным, будет последним, в отставку собрался.

Да и сам метод побеждающий страх оказался элементарным: когда ты уже в лапах у смерти, тонешь или вот-вот погибнешь, то тебе становится все равно. Удивили! Как в старом анекдоте: расслабься и получай удовольствие. Так победил Урсу отец, так победил ее потом и сын. Никаких новых идей. Сунь голову в пасть со львом. Страшно? Да. Но потом, если выживешь, львы тебя не тронут.

Возможно кого-то привлекут в этом фильме различные числом 750 спецэффекты? Возможно. Красиво. И завораживающе течет водопад, и стынет каждые несколько часов от перепадов температуры земля. Но возможно, появись на этой тысячу лет назад покинутой планете какие-то потомки людей – стало бы повеселей. А то наскальные рисунки эпохи палеолита – единственное, что сохранилось от цивилизации. А съемки фильма в национальном парке на  севере Калифорнии и в Коста-Рике, чтобы показать первозданность планеты – это все, на что хватило фантазии.

Костюмы… да, будущего, да, работу видно, старались, придумывали. Скафандр вот у рейнджеров замечательный: и летать поможет,  и покажет, когда организм вот-вот погибнет (а вам надо было бы знать, что вы сейчас умрете?), и высушит, если промокнете. Но, девушки вряд ли сочтут эти поводы достойными похода на фильм.

Еще можно упомянуть, что съемки велись «ультрасовременной цифровой камерой Sony F65 4K», и это первый художественный фильм на такую снятый, но это скорее информация для узкого круга профессионалов. Для зрителей же, которым хочется зрелищ, информация выше.

© Анастасия Вильчи

Режиссер: М.Найт Шьямалан
В ролях: Уилл СмитДжейден СмитЗои КравицИзабель ФурманКристофер ХивьюСофи ОконедоДэвид ДенманГленн МоршауэрЛинкольн ЛьюисСаша ДхаванФарон СолсбериКрис Гир
США, 2013, 100 мин.
www.afterearth-film.ru
В прокате с 6 июня 2013 г.

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>