Информационное агентство
Home » Синема » «Райские кущи» (ММКФ37 и Окно в Европу)

«Райские кущи» (ММКФ37 и Окно в Европу)

10 Июл 2015

Отсмотрев фильм минут двадцать, поняла (Семён-Семёныч!), что мне не кажется: это экранизация Вампиловской «Утиной охоты». Первые минут пять знакомая фамилия Зилов просто не всплывает, но вкупе с сюжетной линией, все становится на свои места довольно быстро. Оставляя за текстом вопросы: зачем переносить действие известной пьесы в наши дни (а в фильме действие происходит вот прям в 2014 году), и почему в титрах нет ни разу и нигде Вампилова (на пресс-конференции вопрос был — ответ тоже: наследники не дали согласие на экранизацию), собственно поговорим про кино.

Цыганов-Хаматова — беспроигрышный с точки зрения кассы выбор, оказался хорошим и с точки зрения кастинга. И не только с главными героями. Центр «вселенной», конечно же, Евгений Цыганов, а у Гали-Хаматовой намного меньше текста-роли. Но прекрасны и Дмитрий Куличков, и Виталий Хаев, Агриппина Стеклова и другие. Окрыленные «Оттепелью» поклонницы Евгения вряд ли будут разочарованы: здесь его герой так же хорош, так же циничен, прямолинеен и так же непредсказуем и нетривиален, порой в поступках, это для тех, кто не читал «Утиной охоты». Для тех кто читал… перенос в наши дни местами натужен, возможно потому, что с переносом на экран исчезло что-то важное, что есть у Вампилова, а в фильме не сучилось. Что? …. Не стала для меня трагедией киношная Зилова история. Звенящей не стала. И пронзительной тоже. Дело не в гажетах, которые в руках у героев. И не в сцене встречи жены и любовницы в маршрутном такси (сцена, кстати, одна из самых сильных в фильме). Или новомодном коттеджном поселке «Райские кущи» (отсюда и название фильма). Зилов на охоту стремится давно (эта его мечта за рамками пьесы даже, как мекка или паломничество, о котором думаешь десятилетия), но он слишком «слаб» чтобы туда доехать, в этом его трагедия, про это несколько дней из его разваливающейся жизни. Абсолютно не переводящийся в России тип мужчины: расквашенный, как желе, без внутреннего стержня и принципов, без ясных целей и желаний (ну что такое — охота? не на мамонта же — на уток), без груза ответственности, без четкой самодисциплины, тупо или точнее лениво плывущий по течению жизни. И да, страдающий от всего этого саморазгильдяйства. Самобичевание заливается водкой (пивом/вином). Измены оправдываются выдуманным «мачизмом» (от мачо). А всплески откровений (вот я вам сейчас всем в лоб скажу кто вы есть и что я о вас думаю) не что иное, как глупость, себялюбие и взгляд на других свысока. По большому счету — герой фильма совсем не герой, а болтающее в проруби нечто. Не справляясь с обычной жизнью Зилов по версии сценариста «Райских кущ» должен растворится, исчезнуть. И все бы ничего, но зачем из него делать напоследок героя? Из антигероя? Хотя, послушав режиссера на пресс-конференции, убедилась в том, что не все то золото, что мы видим: другими словами то, что хотел снять и рассказать режиссер, и то, что увиделось мне, как зрителю — две большие разницы. Разница, возможно, в посыле жалости: кого захочется пожалеть в фильме? И надо ли? А надо ли?

И, предвосхищая все глупые вопросы (о переносе времени в фильме, что было смешного во время съемок и тд) от журналистов на пресс-конференции, Евгений Цыганов не дождался умных, увы (не в этот день), а Чулпан Хаматова потеряла сумочку, заставив коллег исчезать под столом, вместо ответов на другие вопросы.

© Анастасия Вильчи

 

 

Ни названия «Утиная охота», ни даже имени Вампилова в титрах упомянуть Прошкину не разрешили какие-то наследники драматурга, но по фабуле и по символике, да отчасти и по диалогам, первоисточник угадывается без подсказок. Главный герой сохранил свое имя – Виктор Зилов, он точно так же, как сорок лет назад, мечется между женой, бывшей любовницей и новой пассией, идет на компромисс в профессиональной деятельности, в общении с людьми, с самим собой, теряет отца и не успевает поехать на похороны, а от друзей получает в подарок ритуальный венок. Но происходит все это в 2014 году – есть даже дата, выбитая на табличке «скамейки влюбленных», где мы впервые видим Зилова и его жену Галю, у которых начался новый этап с жизни с тех пор, как месяц назад они получили новую квартиру в элитном жилом микрорайоне «Кущи». Построила кущи фирма «Надежда риэлти», и она же учредила портал «Надежда-медиа», где работает сегодняшний Зилов. Портал писал какие-то остро-социальные статейки, пока инвесторы не назначили нового менеджера, хмурого, воцерковленного Кушака, после чего большинство из редакции уволились, остались только Зилов и Саяпин. Зилову все сходит с рук – и профанация с благотворительной акцией, нарисованной на фотошопе, и измены, и пьянки, его даже повышают до менеджера, и уже он сам пытается объяснить «молодой поросли» журналистов, что надо быть совестливыми, а те ему напоминают про несуществующих детей-инвалидов, якобы облаготельствованных «Надеждой». Хотели, кстати, «Надежда России» – но им не разрешили, совсем как Прошкину упоминать Вампилова. А из городка Советское приехала молодая девица 19-летняя, которая, стоило прежней подружке бросить Зилова, сразу в него влюбилась, да и жена, пускай уехала, продолжает названивать. В общем, дома новы, да предрассудки стары.

Я-то всегда считал, что как ни ладно сконструированы пьесы Вампилова, они морально устарели, поскольку устарел тип героя вампиловского, хорошего внутри, но во внешних проявлениях склонного к конформизму и оттого страдающего. Александр Родионов, автор сценария «Райских кущей», ничего радикально не переработал в «Утиной охоте», но и не ограничился механической транспозицией «застойного» сюжета в сегодняшний день, а будто посмотрел на затхлое интеллигентское сочинение сквозь протертое стекло. Конечно, тут и заслуга Прошкина-старшего велика: человек снимал два одновременно фильма и одновременно их выпустил – один оказался лучше другого, а «Райские кущи», по-моему, еще удачнее, чем «Охрана». С удивлением, благодаря Прошкину обнаружил, что, оказывается, вновь пришло время «вампиловского героя». Не шамановых конечно – Шаманова, каким он выписан в «Чулимске», никогда не существовало, его Вампилов придумал, а сейчас таким и подавно взяться неоткуда, зато зиловы – кругом повсюду, я их постоянно вижу, общаюсь со многими. И жалею их, а про себя думаю: слава Богу – мне-то не надо зарабатывать любым способом, лишь бы денег добыть, не приходится делать то, что мне поперек горло, я не общаюсь с людьми, которые мне неприятны, я не должен уступать кому-то по принципиальным позициям – нет, я не Зилов, я другой, хоть в чем-то мне повезло.

Конечно, выбор Евгения Цыганова на роль Зилова предсказуем, слишком очевиден – ну а с другой стороны, кто, если не Цыганов? Точно так же и Хаматова-Галя, и очкастый бородач-чистоплюй Кузаков-Артем Семакин, и Саяпин-Дмитрий Куличков – все это типажи уже более-менее готовые. Более неожиданным кажется Вадим Андреевич Кушак в исполнении Виталия Хаева – и не только потому, что Хаеву наклеили волосы, он такого «воцерковленного менеджера» еще не играл. Алена Яковлева, соинвестор «Надежды» и жена Кушака – слегка карикатурная, но очень точная. Рыжеволосая дебютантка Мария Коровина, которая у Прошкина в «Охране» выступает главной героиней, здесь появляется в двух эпизодах – официанткой в кафе, где продают водку подросткам, о чем (через подставу) успевает поведать миру интернет-телеканал «Сейчас ТВ», заодно заснявший и свидание Зилова с юной девой, о котором в результате трансляции новостей узнала и жена Галя. В принципе, все герои Вампилова остались и в свежих кущах узнаваемы. Как ни странно, наибольшие изменения претерпел главный герой, и то под конец: так авторам фильма все же удается косвенно помянуть не фигурирующего в выходных данных создателя «Утиной охоты».

© Вячеслав Шадронов

информация на оф.сайте ММКФ

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>