Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » Рома, правда и подкасты.

Рома, правда и подкасты.

09 Сен 2021

Со 2ого по 10 сентября 2021 года в Москве проходит фестиваль молодой драматургии «Любимовка». По сути, это фестиваль читок: первоочередными режиссерскими и актерскими задачами является донесение непосредственного текста пьесы и раскрытие авторского замысла драматурга. Примечательно и показательно, что в этом году впервые фестиваль проходит на Другой сцене театра «Современник» (конечно, в этом большая заслуга не так давно занявшего пост худрука театра Виктора Рыжакова)  - кажется, именно здесь место текстам, которые и сюжетно, и композиционно, и языково пытаются схватить живой нерв настоящего времени.

Игорь Витренко, автор пьесы «Рома, правда и подкасты, представленной вниманию публики 7 сентября 2021 года, – актёр, драматург, сценарист. Рязанский автор  публиковался в профильных изданиях, включая журнал «Современная драматургия», участник творческих лабораторий, драматических семинаров и конкурсов. В «Любимовке» пьесы Игоря представлены второй год подряд (в афишу 2020-ого года была включена его пьеса «Я танцую как дебил»).

«Рома, правда и подкасты» – история о том, как одиннадцатиклассник устал жить в мире лицемерия и отсутствия собственного мнения и решил создать новое общество  «только правды, добра и справедливости».

На написание этого текста меня вдохновило, пожалуй, послевкусие. Эта пьеса – одна из немногих, от прослушивания которых я получила истинное удовлетворение. Безусловно, важную роль сыграли и режиссура, и актерская исполнительская культура, но все же, по традиции фестиваля, первичен и приоритетен именно текст.

Автор касается таких тем как: болевые точки современной молодёжи, диалог «отцов» и «детей», проблема самовыражение, абьюзивные отношения, вопросы гендера.  Насколько широко и полно удалось раскрыть поставленную проблематику, судить сложно, однако, задуматься услышанное, определённо, заставляет. Эпизод личной жизни классной руководительницы, например, показался мне слишком поверхностным, но при этом перегруженным – возможно, это тот случай, когда хочется сказать обо всём и сразу. Однако, с подобными описанной ситуациями мы сегодня сталкиваемся настолько часто, что представляем их довольно хорошо и без труда можем достроить данную лишь намеком схему взаимоотношений.

В главном персонаже Роме я увидела себя, точнее то, что меня волнует. Игорь Витренко точно передал современный язык, культуру, манеры общения, закомплексованность молодых людей, в целом мировоззрение подростков. Первое, на что я обратила внимание, – это категоричность главного героя. В силу юношеского максимализма, жизнь часто делится на белое и чёрное.  Если правда, то во всём и везде без разбора! Тема масок достаточно очевидна – мы постоянно примеряем новые, чтобы существовать. Удачным моментом мне увиделась гиперопека матери, показанная как препятствие к самореализации. Две стороны: мама хочет защитить и помочь своему ребёнку, а сын не хочет принимать помощь относительно совершаемого им выбора, он хочет решать сам. И это не только конфликт поколений, как мне кажется: столкновение человека новой формации и человека, сформированного в «совке». Также люди несут в себе разную культуру и порой им сложно друг друга понять. Из-за того, что Рома вырос не за железным занавесом, по его мнению, он знает больше, чем его мама, и по этой причине занимается своего рода перевоспитанием… Хотя в конце пьесы, когда  Рома устанавливает на мамин телефон приложение Тиндер, вполне закономерно может возникнуть вопрос: «а нужен ли маме мужчина?». Вопрос неоднозначный: или мама нетрадиционных взглядов, или её всё же интересует перспектива создания новых отношений.

Самым важным в пьесе мне кажется вопрос о самоопределении и самореализации. Людям с клиповым сознанием сложно определиться в восемнадцать лет, кем и чем они бы быть заняты. Это отражается в диалоге Ромы и его лучшего друга Бори:

- Я понял, кем хочу быть.

–  Опять?

Чем именно мне импонирует главный персонаж Роман? Он задумывается над будущим. Также он понимает, что многое происходящее сегодня едва ли может быть показано потомкам. Он об этом говорит, когда записывает свой первый подкаст: «А что я буду рассказывать потомкам? Показывать TikTok? Сторис со Дня рождения Бори?»

Ещё интересна, например, поднимаемая тема феминизма, указывающая на то, что, по большей части, молодые люди берут новые модные слова и начинают ими пользоваться, не особо понимая их суть. То же самое происходит и с цитатами:

- Это откуда?

– Из «Мастера и Маргариты».

– Так мы ещё не проходили, ты уже прочитал?

- Нет, я загуглил афоризмы про правду.

В аннотации к пьесе указано, что эта история о том, к каким последствиям может привести желание говорить только правду. На мой взгляд, это не совсем соответствует тексту. Когда читаешь подобную заявку, представляешь, как подросток будет попадать в сложные ситуации, а на самом деле главный герой просто переживает череду конфликтов, отстаивая свое видение жизни. Отдельного внимания заслуживает то, как автор владеет современным молодежным языком, но не уходит в чернуху субкультурного сленга и подзаборного жаргона.

В представленном материале я нашла много важных для себя тем, к которым хочется возвращаться, обдумывать, обсуждать. Многое вызывает улыбку. И мне это кажется большой удачей.

____________________________________________________________________________

Автор: © Мария Селезнёва

Читка пьесы прошла 7 сентября 2021 года в рамках фестиваля молодой драматургии «Любимовка»

Драматург: Игорь Витренко

Режиссёр: Юрий Печенежский

 

Метки: , , , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>