Информационное агентство
Home » Скена » «Рвы» в Газгольдере

«Рвы» в Газгольдере

20 Окт 2009

Начну с малого – описания той среды, в которой проходил спектакль. «Газгольдер» – поистине волшебное место, где сама атмосфера заставляет вас заглянуть в себя и побыть наедине с собой. Клуб расположен в шлаковом месте, кажется, на экваторе, между реальностью, с ее одурманенными задыхающимися обитателями курского вокзала, и мрачной аскетичностью промзоны. Войдя в помещение, я ощутила себя в уюте, комфорте и спокойствии: погрузившись в мягкое емкое кресло из эпохи средневековья возле камина и канделябров, первый раз в жизни я радовалась тому, что спектакль задерживают с началом. Так незаметно пролетел час моих сладостных погружений в прошлое и любование окружающим настоящего.

Экран, на котором все это время демонстрировался незамысловатый видеоарт, как я позже поняла, состоящий из кадров фильма, снятого по тому же произведению, был поднят. И перед зрителями, среди которых была и ваша покорная слуга, показалась сцена, представляющая собой палату психиатрической больницы с тремя неизвестными в пижамах, но до удивления близкими всем больными. Одним из них был сам автор произведения, который и помог своим мастерством всего за несколько минут погрузиться в ту атмосферу небытия, или же, наоборот, настоящего, что ни на есть реального мира, в котором герои пребывали уже несколько лет.

«Кто мы? Зачем мы здесь? Кто такой Бог и есть ли Он на самом деле? Почему люди сами себе роют рвы?», – вот вопросы, которые так волнуют героев. Кажется, они знают ответы. Бог является к ним при первом же Его упоминании, не заставляя себя долго ждать. Они могут спросить у Него самого, но ответы Господа неоднозначны и, к сожалению, каждый понимает их по-своему… Получить ответ от Всевышнего не так-то просто: здесь у Него часто меняется настроение, не всегда знаешь, что Он вразумит на этот раз. Почему Он не приходил к ним раньше, там, вне стен? Зачем Ему понадобилось являться в палату к ним, отчего Он не явится санитарам, роющим рвы за окнами под дождем? Этими вопросами и занят герой, которому сначала не дают покоя видения Всевышнего, а потом, когда он привыкает ко всему происходящему, любопытство.

Каждому в этом мире нужна подобная терапия, только здесь, в этих стенах, можно понять настоящее, точнее, его отсутствие. Для одного важнее ничего нет, как выбраться из больницы, убить сестру, живущую в квартире, которая его сюда упекла, и наслаждаться жизнью в томном помещении, в таких же стенах. «Какая разница?»- спросит его другой, которому совсем скоро предстоит навсегда покинуть эти стены, но ему вовсе не нужно осязать материальные ценности, он хочет свободы. Все потому, что он готов к ней, лечение явно пошло на пользу. Естественно, лечили не врачи, а стены. За эти годы, пребывая на грани безбожия и Бога, он наконец-то понял, что всю свою жизнь рыл себе ров и только теперь за его спиной покинутая могила, теперь он свободен, он обрел веру, веру в себя, новую жизнь. Его товарищу еще предстоит это узнать, пока он не готов, поэтому остается наедине с собой в палате для душевнобольных, месте, где, действительно, лечат души.

Спектакль получился превосходным. Каждое Явление знаменовалось ярким неоновым свечением, почти кислотным, под конец из темноты на Явления было уже больно смотреть, но это придавало только больше правдивости увиденному: кто, в конце концов, без усилий и ослепления сможет увидеть Его? Я немного не согласна с жанром «психиатрическая комедия» — всё-таки юмор был больше драмой, даже смехотворные фразы открывали тайные грани трагичности, видимо, потому что в них была истина.

Вообще, о правде в этом произведении рассказывается постоянно. Осознавая, что герой, являющийся психом, которого отправило на лечение общество, говорит правду, дико близкую тебе, твоему внутреннему миру, не знаешь, что думать: сначала боишься, что ты тоже болен, потом, свыкаясь с этой мыслью, осознаешь, что ты счастлив, и в итоге ты — все же счастлив!

Сам спектакль является терапией. Фразу одного из главных героев: «Один день здесь приравнивается к двум за этими стенами» я осознала на себе уже тогда, когда спектакль подошел к своему траги-логическому завершению: мне показалось, что я провела с ними все эти годы и ощутила себя в итоге необычайно радостной изнутри. «РВЫ» оказался для меня великолепным поводом подведения итогов в отрезке своей жизни — неужели и я рыла ров все это время?! В любом случае, это уже неважно, только что я была выписана из психиатрической больницы и теперь наслаждаюсь свободой!

Автор: © Даша Дашкевич

 


 

«Устами сумасшедшего глаголет истина»

При входе в “Газгольдер” сразу бросаются в глаза люди в пижамах, одетых наоборот. Все погружено в полумрак и вообще люди вокруг ведут себя несколько странно. А все потому, что сегодня показывают психиатрическую комедию по пьесе О. Груза “Рвы”. Тех, кто знаком с творчеством Олега, такое развитие событий нисколько не удивит – его сильные и хлесткие рифмы уже давно нашли отклик у тех, кто ищет правду, если не сказать больше – истину, в этом безумном мире. Большой рифме – большой формат. Кстати, изначально “Рвы” – это фильм, снятый творческой группой ТО Gazgolder, показ которого состоялся в одноименном клубе (Официальный сайт фильма «Рвы» ).

Спектакль начался с опозданием, но зато сразу же затянул в себя абсолютно всех зрителей. На протяжении 50 минут они неотрывно следили за героями, находящимися в палате сумасшедшего дома. В формате речитатива персонажи ведут беседы с Богом, главным врачом и, по большей части, между собой. Развитие сюжета напоминает собой коллаж, бесконечный поток сознания, состоящий из обрывков историй, фраз, переживаний героев и их идей, которые порой кажутся изречениями из уст дзен-мастеров. Атмосфера, которой пропитан спектакль, действительно, сводит с ума – герои перебивают друг друга, часто срываясь на крик, музыкальный фон создает нервное напряжение, а рисунки на стенах палаты погружают нас в содержание современного сознания, где все кажется наполненным смыслом и одновременно бесконечно пустым.

История сталкивает в палате трех персонажей – брутального борца за истину в исполнении Груза (который, по-видимому, играет самого себя), неудачника-полудурка, которого сюда упекла родная сестра (немая буддистка-физрук), и молчаливого психа, создающего в купе с музыкальным фоном ощущение нарастающего безумия. Диалоги героев то пропитаны дружеским соучастием в желании выбраться из стен казенного дома, то перерастают в угрозы лютых врагов с летальным исходом. Постепенно нарратив, имеющий безграничный надрыв и глубину, выливается в одну простую истину, что стены этого здания – просто условность, весь мир болен и помочь ему, кажется, уже не сможет никто – ведь даже сам Бог является пациентом сумасшедшего дома под названием «Жизнь». Спектакль заставляет зрителя «проснуться», понять, что реальность – это «здесь и сейчас», и он сам является ее творцом. Он затрагивает очень тонкие метафизические нити сущности человека и его существования на Земле. Невольно вспоминается роман К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Мы все – кукушата, брошенные на землю какой-то неведомой силой, ищущие выход в борьбе за свободу. «Рвы» – еще одна ступень в этом бесконечном поиске.

Автор: © Дина Попова

Продолжительность спектакля 50 мин. (без антракта)
Автор: Олег Груз
Художник-постановщик: Александр Колесников
Музыкальное сопровождение: Константин Самаров
Художник по свету: Александр Панков
Куклы: Денис Савчинский
Режиссёр: Мик Салов
Роли исполняют: Дмитрий Петухов, Мик Салов

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>