Информационное агентство
Home » Синема » Сатисфакция

Сатисфакция

25 Июл 2010

«И колокол перестал звонить» или почему кино лучше снимать в провинции…

Наверное, это мужское кино. В том смысле, что мужчинам понятнее будут мотивы героя, разговоры героев, темы и выводы. Это как раз тот редкий случай, когда не девушка парня «тащит» на очередную слезливую мелодраму, а парень девушку. На фильм о некоторых, возможно, важных вещах.

В центре фильма длинный разговор о жизни двух мужчин – партнеров по бизнесу. И одновременно разговор двух поколений. Бизнеса дикого, в 90-е годы начинавшего, строящегося на «понятиях» и в большой успех вылившегося, и бизнеса молодого, отталкивающегося от европейского образования, строящегося на знаниях, пытающегося жить не по понятиям, а по законам. В центре сюжета старая как мир проблема треугольника: муж, жена и друг мужа – любовник. Только в этом фильме на авансцене только двое мужчин. Диалог-Дуэль. Необычная тем, что «на рюмках».

Саша (Евгений Гришковец) сорокапятилетний успешный бизнесмен узнает об измене своей жены (кажется четвертой по счету) со своим молодым партнером по бизнесу Димой (Денис Бургазлиев). И вызывает его на дуэль: кто быстрее вырубится. Условия просты: кто выстоит дольше, тому женщина. Еще миллион в придачу. Героя Гришковца очень точно характеризуют несколько эпизодов, еще до начала пресловутой дуэли приключившиеся. Так на стройке он с размаху даёт по морде зарвавшемуся прорабу (нельзя у меня воровать!), и останавливает автомобиль посреди забитого машинами шоссе в час пик, чтобы спасти собачку, не понятно как там оказавшуюся. Вот такой герой: кремень, мужик, скала, с мягкими «внутренностями» и любовью к братьям меньшим.

Самое замечательное в фильме – это темы и сами, собственно, разговоры. Начиная с мороженного, партнеры обсуждают ответственность, и такие темы, как друзья, дети, музыка, первый заработок, одиночество и т.д. Все это под водку, виски, коньяк, шампанское, текилу, ром и снова водку… Вот так, сидя в освобожденном специально для них зале ресторана, под разговоры на кухне скучающего персонала, и течет фильм. Бюджет, как пошутил перед началом картины сам Евгений Гришковец, у фильма не маленький: 17 секунд от Аватара. Что правда. Но, это тот случай, когда есть о чем. И поговорить. И подумать.

В одном из интервью Евгений Гришковец рассказал историю со съемочной площадки: когда садилось солнце, а надо было срочно доснять эпизод, вдруг зазвонил колокол на соседней церкви. И кто-то кому-то позвонил. Кто-то важный кому-то важному. Провинция же! Все всех знают. И колокол перестал звонить. Но для меня этот пример стал не показателем того, что в провинции снимать проще/дешевле. С этим кто ж спорит! Для меня это пример нашей с вами такой привычной российской действительности: без связей – никуда. И пример того, что мы все-таки еще живем и думаю еще будем жить при «сашах». С их понятиями, привычками и взглядами, диктующими многое в окружающей действительности. А хорошо это, или плохо…

Лично я не поняла, получил ли Саша требуемую сатисфакцию, и что будет с героями дальше. Скорее да. Получил. Но, на самом деле – это и не так уж важно. Как запевает в конце фильма Илья Лагутенко, как бы любимую песню Саши-бизнесмена, «Тонешь, тонешь, не потонешь …» и далее по тексту – важнее.

Да, девушки, «мужской» не значит, что для нас не интересный: как раз наоборот. Посмотрите на мужчин их глазами. Или когда нас нет рядом. Любопытное, как минимум, зрелище!

Автор: © Анастасия Вильчи

 


 

Говорим – Матисон, подразумеваем – Гришковец, говорим – Гришковец… И опять подразумеваем – Гришковец.
Оценить заслуги студентки ВГИКа в их совместном с Гришковцом творчестве представляется крайне затруднительным – даже если она как режиссер и соавтор сценария вообще все сама от начала до конца придумала и реализовала, а Гришковец только на последнем этапе подключился и ради пиара сыграл одну из двух главных мужских ролей, то все равно по факту выходит: и формат «Сатисфакции» – абсолютно стандартный для Гришковца, и герой, которого он сыграет – типичный для его творчества, в первую очередь, правда, для прозы. Такой крепкий мужик, бизнесмен, добрый, но суровый, желающий, чтобы все было так, как он хочет, а так не всегда получается, но он все равно стремится. Герой фильма способен дать в морду подчиненному, если тот ворует, но останавливается на автостраде, чтобы подобрать заблудившуюся собачку. А когда собачку кто-то сбивает, он записывает номера «убийцы», звонит «своему» гаишнику и требует: сделай, чтобы этот по городу больше не ездит – и можно не сомневаться, так и будет.

Но это, так сказать, присказка. А сказочка – про то, что вот этому чудо-мужику изменяет его жена, четвертая. Изменяет с ближайшим компаньоном по бизнесу, который формально – подчиненный, и в то же время вроде как друг. И вот ему предложена «дуэль»: в закрытом на «спецобслуживание» ресторане (еще одного «своего» для главного героя – ведь все кругом свои у такого крутого) мужикам предстоит выпивать, и кто первый отрубится или блеванет – тот и проиграл. Проиграл муж – отпускает жену к любовнику с миллионом долларов, проиграл любовник – уматывает сам и без миллиона.

Сюжет стандартный, типовой, но приемлемый для театральной пьесы на двоих актеров-звезд – хотя таких пьес было написано уже миллион. Для киносценария он изначально малопригоден, но, впрочем, не в сюжете дело, кто кого перепьет – не слишком увлекательная интрига, основное содержание – диалоги персонажей. Но ведь и подобных разговоров мужчин среднего возраста про баб было даже за последнее время столько, что надоели хуже горькой редьки. Философические беседы мужа с любовников о мороженом, первом заработке и одиночестве способны действовать разве что как снотворное, особенно на публику, набивающуюся в доме кино – бабки под говор пьяных мужичков храпели во всю мочь. Приемы, на которых когда-то выплыл Гришковец, сделав себе имя, давно буксуют, не дают нужного эффекта, а свежих мыслей – нет и не предвидится. Заходит речь о детях – и начинают два артиста рассуждать о том, что в жизни мужчины дети значат больше, чем в жизни женщины, и этот псевдопарадокс обсасывают до тошноты.

Да были бы хоть артисты хорошие. Денис Бургазлиев почему-то снова играет любовника. Накрашенный гримерами как для погребения, он выглядит вдвойне нелепо, ну а какой он актер, я успел оценить незадавшемся театральном проекте Аграновича, где он играл ни много ни мало Дон Гуана. Настолько Гришковец по жизни соответствует самому персонажу – вопрос десятый, да он и не должен, наоборот, чем больше зазор, тем интереснее, но смотреться в образе по-актерски убедительно ему необходимо, а наблюдать, как Гришковец корчит из себя Аль Пачино, только поначалу смешно, скоро надоедает.

Больше по композиционной, чем по сюжетной необходимости диалоги главных героев прерываются «кухонными» сценками сотрудников ресторана, которым за сверхурочные обещали заплатить вдвое. В этих эпизодах снимались артисты в основном иркутские и новосибирские (фильм – тоже в Иркутске снят), в том числе Павел Южаков, который полтора года назад привозил из Новосибирска свою постановку «Калеки с острова Инишман». Персонаж Южакова на спор должен съесть кастрюлю макарон, но за каждое послабление (кетчуп, водка) обещанная за выигрыш сумма уменьшается, так что есть риск и макароны съесть, и в долгу остаться. Таким образом, казалось бы, демонстрируется наглядно вся бессмысленность подобных споров, «дуэлей», выяснения отношений «на слабо» – однако почему-то этот вывод не проецируется на основную сюжетную линию, там все всерьез, любовник засыпает, муж, с утра купивший неверной жене бриллиантовое колье, в коробку с подарком вставляет значок, снятый с раздавленной собачки – на верность, что ли, намекает?

Еще больше вопросов, чем собственно по сюжету, у меня осталось по героям. За полтора часа задушевных бесед на первый взгляд мужчины рассказывают о себе все, о себе, о семье, о родителях, о детях, об отношении к жизни, но что они из себя как люди представляют – я бы не взялся судить. Если с мужем еще хоть как-то понятно, то с любовником – ничего. Любит ли он жену человека, которого считает другом, или вообще никого не любит, или друга любит больше, чем его жену – да и неинтересно, если честно, разбираться, до того оба они жалкие, необаятельные, а главное – отталкивающе самовлюбленные. И есть у меня подозрение, что Гришковец всерьез думает, что его герой – не идеальный, но нормальный человек. На самом деле он просто во всех отношениях урод, вызывающий тем более сильное отвращение, что автор и исполнитель преподносит его публике с чувством глубокого удовлетворения

Автор: © Вячеслав Шадронов

 


 

Производство: Россия, 2010, 93 мин.
Жанр: Драма
Режиссер: Анна Матисон
Сценарий: Евгений Гришковец, Анна Матисон
В ролях: Денис Бургазлиев, Евгений Гришковец, Георгий Накашидзе, Татьяна Скороходова

 

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>