Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Сказки Черного леса». Спектакль труппы Национального театра Карелии открыл фестиваль «Артмиграция»

«Сказки Черного леса». Спектакль труппы Национального театра Карелии открыл фестиваль «Артмиграция»

16 Сен 2021

«Артмиграция» – фестиваль молодой режиссуры, существующий уже 8 лет. Одна из его первостепенных задач – наглядно продемонстрировать, что театральная жизнь провинции не менее волнительна, чем столичная: она наполнена творческими поисками, новыми формами, яркими экспериментами, а также там работают молодые режиссеры, выпустившиеся, в том числе, из «золотой театральной пятёрки».

Первой фестивальной постановкой этого года стали «Сказки чёрного леса» Национального театра Карелии (г.Петрозаводск) в инсценировке и постановке Артёма Устинова.

Жизнь персонажей протекает в небольшом немецком городке под названием Glückssache (Glück  - Удача (нем.)) рядом с магическим лесом, легко меняющим свое обличье. Например, одна из метафор: люди – шарики для рулетки, а волшебные существа – крупье. Здесь все – игроки, и все – искатели выгоды, приключений, выигрыша. Многие вращают рулетку, прокручивая свою жизнь и… закономерно оставаясь ни с чем. Ведь девиз «Вчера — мечта, сегодня — цель, завтра — реальность» на деле принимает совсем другие формы: мечта превращается в азарт, а сестра его – удача – поворачивается  спиной к обречённому.

Главный герой Петер Мунк (Петр Касатьев) хочет более богатой и достойной жизни, чем у шахтёра. Угольшик негодует, почему его почитают меньше, чем остальных, если его дело так важно для людей? Он мечтает о более «чистой» и доходной профессии и загадывает желания, которые кажутся ему верными… И чтобы добиться желаемого он готов пойти далеко. Очень далеко – даже обменять на богатство то, что так сильно болит глубоко в груди. Его мать, Барбара Мунк (заслуженная артистка Карелии Олеся Леонтьева), несколько экзальтированная женщина «в астрале», желающая продолжения семейного дела, но при этом не сильно-таки верящая в своего наследника, о чём периодически заявляет крайне прямолинейно.

Андрей Горшков в роли Эзекиля «Счастливая рука», главного игрока города, и Дмитрий Иванов в роли Вильма, самоуверенного и драйвового «Короля танцев», постоянно находятся в эмоциональном контрасте с главным героем, но не между собой. Их жизням посвящена отдельная сцена, в которой актёрам удаётся открыть нам причинно-следственные связи происходящего и осветить своих героев с разных сторон.

Сказочный лес…Сколько сюжетов связано с ним в мировой культуре? Ходить-не переходить-не выйти! Он населён многими причудливыми полуфантазийными существами.  Михель-Великан  (Глеб Германов) – коварный, но совсем и не страшный, а даже приличный и хорошо заговаривающий страж. Его противоположность – Стеклянный Человек (Ксения Ширякина), «видавший виды» и уже изрядно уставший от молодых проныр и охотников до нежданной халявы  Лисбет (Настасья Шум) – несчастная девушка, которой не оставили выбора – проходит сложный путь серьёзных внутренних изменений, ведущий от беззаботной жизни, танцев и веселья к милосердию и затворничеству.

Все ли ошибки возможно исправить, или есть те самые, роковые, которые неизбежно влекут за собой безутешный конец и гибель?

Спектакль очаровывает музыкальным разнообразием: здесь и песни, и танцы, и живой аккомпанемент, и визуальная стилистика, отсылающая к эстетике бродвейского мюзикла. Зонги, колыбельные, подобие рейва, рваные, по-немецки надрывные реплики, – атмосфера формируется довольно мрачная. Что и неудивительно, ведь колдовские заклятия совершаются в черном лесу… Герой скитается по тёмным закоулкам своей души, как по лесу, и только спотыкается о холодные камни, в поисках огня своего сердца… Найдёт ли?

____________________________________________________________________________

Автор: © Алина Грешникова

«Артмиграция» – фестиваль, который создает сообщество. Уверен, что на карте фестивалей и образовательных проектов должно появляться больше программ, которые бы объединяли профессионалов, разрушали бы границы. Мы всегда старались создавать такое пространство творческой свободы, которое объединило бы деятелей театра из разных регионов России, а также наших гостей из стран СНГ, Балтии и Грузии, которые ежегодно отправляют заявки на участие в фестивале».

Александр Калягин

 

«Сказки чёрного леса» – скитания в двух частях по мотивам сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» (пер. Т. Габбе и А.Любарской).

«Героев сказок неудержимо тянет в лес, который подобен лабиринтам человеческой души, где добро и зло перемешаны. Весь вопрос только в том, что ты выберешь, чтобы выбраться из чащи. Сказка — это исследование странного, иррационального мира, который таится в черном лесу нашего подсознания…», – указано в аннотации к спектаклю. На официальном сайте аннотация выглядит живописнее, в ней добавлено, что Чёрный лес – это казино, мир игры, где человек – шарик на рулетке, фишка. Высшие силы наблюдают, как эта фишка ляжет, чью сторону займёт; на человека делают ставки. И всех героев тянет туда, за грань обыденного…

Довольно интересные описания рисуют в голове не менее интригующие картины.  К большому сожалению, всё рушится почти сразу после начала спектакля. Оговорюсь сразу, так как в театрах я бываю регулярно и смотрю много, в данной постановке увидела для себя много вторичных чужих приёмов, прямые цитаты и заимствования. Возможно, если бы они не были мною считаны (местами, например, улавливала очевидные отголоски бутусовского «Кабаре Брехт»), спектакль произвёл бы на меня более сильное впечатление. Также не в пользу постановки, на мой взгляд, разбалансированность визуального и семантического решения. Модный ныне режиссерский метод убирания четвёртой стены с целью вовлечь зрителя использован нарочито. Возможно, такое впечатление сложилось из-за специфической манеры подачи текста. Метод и декламация, кажется, были бы уместны при другой форме актёрского существования, а тут же складывалось впечатление, что актёры не наполнены, что они рассказывают не историю, а текст. В совокупности факторов многое  выглядит как студенческое домашнее задание, которое спасает масштаб сцены и набор профессиональных приспособлений.

Некоторое недоумение вызвало и музыкальное сопровождение. Я всё пыталась понять, к какому жанру можно отнести постановку. Местами читалась откровенная заявка на мюзикл, но единой линии проследить я так и не смогла. Музыкальные номера тормозили и без того слабый темпоритм и не несли в себе ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки. Одной из эффектных точек должен бы был стать номер «Короля танца», но хореография оказалась откровенно слабой.  Излишнее переплетение жанров и стилистик, разбивающее цельность художественного продукта, явно не пошло спектаклю на пользу.

Однако, хочется держать курс на позитив. Итак…

Похвалить можно хороший грим, ровные четкие линии, костюмы, характеризующие казино – красное и чёрное. Не совсем поняла, почему у одного из персонажей был свитер, как у Фредди Крюгера – для проведения очевидной параллели материала показалось недостаточно. Также лично для меня осталось не понятным, к чему и для чего был привнесён прообраз Тилля Линдеманна из группы Rammstein? Если лишь по той причине,  что действие происходит в немецком городе, то это тоже смотрится с некоторой натяжкой.

В первой сцене запомнилась игра света и костюма: создавалось ощущение, что внутри костюма пустота (силуэт человека оказался почти не виден). Поворотный круг, буквально толкающий действие вперёд, умело и органично намекал на круговое (а порой спиралевидное) развитие сюжета: герой передвигается, размышляет и погружается в новый виток лесного сумрака своей души… Однако центральная тема каменного сердца не раскрылась в полном объёме. У меня ни разу не возникло сочувствия или сопереживания персонажам, хотя это вполне может укладываться в авторский замысел. Но для чего же я смотрю спектакль, если он не заставляет меня ни переживать, ни размышлять, ни наслаждаться?

____________________________________________________________________________

Автор: © Мария Селезнёва

Премьера состоялась 14 ноября 2020г.

Автор сценической композиции и режиссёр: Артём Устинов

Сценография и костюмы: Анна Бубнова

Художник по свету: Александр Рязанцев

Музыкальное решение: Ксения Коган

Хореография: засл. артист Карелии Олег Щукарев

Роли исполняют: Пётр Касатьев, засл. артистка Карелии Олеся Леонтьева, Настасья Шум, Ксения Ширякина, Глеб Германов, Андрей Горшков, Дмитрий Иванов, Людмила Исакова


 

 

Метки: , , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>