..каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет…
Б. Окуджава
В своём полнометражном дебюте Мэтью Каллен для переноса на экран романа Мартина Эмиса решил обратиться к стилистики фильмов нуар (постнуар). Создавая на экране любовный многогранник с участием русой красавицы (как и положено в этом стиле) и трёх мужчин, режиссёр сразу предупреждает зрителя, что будет убийство.
Автор оплетает зрителя хитроумным детективом. Нас знакомят с жертвой, которая предвидела свою гибель, и с тремя её потенциальными убийцами. Несложным ходом режиссёр создал треугольник знающих об убийстве: это сама жертва; писатель, который прочитал её дневник и теперь наблюдает за развивающимися событиями, а заодно является одним из возможных исполнителей предвидения; и зритель, которого изначально уведомили о убийстве. Автор предлагает зрителю проследить за тем, как писатель наблюдает за потенциальной жертвой и пытается разобраться, кто же будет убийца, перенося всё это на страницы будущего романа.
С каждым эпизодом фильма мы приближаемся к разгадке, но одновременно всё больше запутываемся в происходящем. Возникает вопрос, а хочет ли автор, чтобы зритель разобрался, кто же убьёт красавицу-блондинку? Наблюдая первые полчаса за фильмом, может показаться, что он состоит из набора разных технических приёмов, часть которых используются в различных клипах, исполненных автором прежде. Но постепенно всё меняется – прекращаются мельтешения разных стилей. И если вначале может показаться, что режиссёр ещё неуверенно себя чувствует, находится в поиске своего киноязыка, то постепенно эта мысль развеивается. Возможно, именно в этом кроется одна из разгадок того, как понять этот фильм.
С детективной составляющей происходит немного другая ситуация. Поначалу картина видится крепким детективом: автор сохраняет интригу, запутывает отношения между героями, но постепенно появляется ощущение, что режиссёру это наскучивает – интрига становится не такой изощрённой, начинает прочитываться развязка. При этом режиссёр выдерживает стилистику «нуара» и в драматургии, и в пластических, стилистических решениях. Порой может даже показаться, что стилевое решение фильма для него важнее, чем сюжет.
Кроме стилистики, в фильме постоянны его герои: это Тони – чемпион по дартцу и должник всем в округе такой суммы, что может расстаться с жизнью, если не рассчитается в ближайшем времени со своим главным кредитором; Гай - мажор, которому наскучила его жизнь; Никола Сикс – главная героиня, которая знает, что погибнет, но ведёт запутанную игру с тремя героями; Самсон Янг – американский писатель, попавший в Лондон по обмену, находящийся во всех возможных кризисах и отсчитывающий свои последние дни. В этой четвёрке менее активен Самсон, но именно он и является рассказчиком всей истории. И финал свидетельствует, что всё увиденное нами – всего лишь процесс создания романа, вымысел писателя.
Но всё же, что же мы увидели? В фильме есть границы, про которые автор говорит почти в самом финале, предлагая чем-то ограничить просмотренную историю. Одна граница названа английским писателем, с которым Самсон обменялся квартирами – он сказал, что время писателей умерло. С одной стороны, это может означает кризис. Но может возникнуть вопрос: а что же дальше? Второй рубеж – это 6 августа 1945 г. (день атомной бомбардировки Хиросимы), эту дату можно рассматривать как умирание некоего старого мира и рождение новой истории. Обе обозначенные границы совпадают с некой смертью, к которой ведёт автор с самого начала. Но к какой смерти все же нас так готовили, да ещё и таким изысканным способом?
«Нуар» – наверное, самый узнаваемый стиль для детектива, но, может быть, уже и изживший себя? Режиссёр выбирает данную стилистику, чтобы показать кризис писателя, его смерть… Но в то же время легко считывается намек, что «смерть» – это не обязательно точка.
_____________________________________________________________________________
Автор: © Андрей Евдокимов
Каждый хочет Николу Сикс… Видеть мертвой
Фильм-триллер «Лондонские поля» от режиссёра Мэттью Каллена снят по сценарию Роберты Хенли, основанному на романе Мартина Эмиса.
1999 год. Американский писатель Самсон Янг (Билли Боб Торнтон) приехал в Лондон, можно сказать, «по обмену» в квартиру к более удачливому коллеге. Самсон смертельно болен, у него творческий кризис – за несколько лет ни одной книги. В баре он знакомится с Николой Сикс (Эмбер Хёрд), которая обладает даром предвидения (преимущественно несчастных случаев – сначала она увидела катастрофу, в которой погибли её родители, а сейчас видение касается её самой).
Наблюдая за ней, Янг надеется все-таки написать книгу и успеть её закончить до приема финальной таблетки. Вообще он старается в каждом знакомом разглядеть прототипа для героя своих книг, а в любой происходящей ситуации – завязку сюжета.
Роковая красотка Никола Сикс крутит романы одновременно с двумя мужчинами — мелким мошенником и должником кредиторов Китом (Джим Стерджесс) и успешным бизнесменом Гаем (Тео Джеймс). Но не обходит своим вниманием и третьего мужчину… Она точно знает, что один из них станет её убийцей, но кто?
Кроме этого в фильме Эмбер Хёрд появилась в кадре со своим бывшим мужем Джонни Деппом. Честно говоря, Джонни я в этом фильме не сразу узнаваем: все-таки в последние годы он сильно изменился.
Стоит отметить, что фильм получился очень атмосферный: начиная от бара, где происходит знакомство, легшее в основу сюжета, и заканчивая последними минутами. Сказать честно, до самого финала убийцей я предполагала совсем другого персонажа. Можно с уверенностью констатировать, что триллер удался – и эффектная развязка, небанальные сюжетные ходы (хотя нет-нет, да и вспомнишь «Сладкий ноябрь»), томительное ощущение саспенса, нагнетаемая атмосфера, развивающаяся интрига…
Есть в фильме и достаточно откровенные сцены, но они не делают его пошлым, а наоборот, добавляют остроты. Эмбер Хёрд прекрасна во всех образах! Довольно забавным показался момент с мольбой о помощи Эноле Гей – якобы лучшей подруге Сикс, которая не может выбраться из арабской страны с ребёнком по имени «Малыш». Это было так «искренне», но в момент, ошибка осознана, героя, действительно, откровенно жаль.
Не могу не отметить и Билли Боб Торнтона – его персонаж очень импонирует, даже не смотря на некоторый «вуайеризм» (ведь он наблюдал за всем, что происходило за квартирой своей красавицы-соседки).
Подводя итог, могу сказать, что фильм интересный, любителям жанра он наверняка понравится.
_____________________________________________________________________________
Автор: © Анастасия Субботина
Производство: Великобритания, США, 2018
Продолжительность: 108 мин
Режиссер: Мэтью Каллен
В ролях: Эмбер Херд, Джемма Чан, Кара Делевинь, Тео Джеймс, Джейсон Айзекс и др.