Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Степь Чехова» как лаборатория инициации в «Школе современной пьесы».

«Степь Чехова» как лаборатория инициации в «Школе современной пьесы».

16 Ноя 2021

Основу спектакля Александра Цоя, педагога режиссёрской мастерской ГИТИСа (курс И.Райхельгауза), составили самостоятельные отрывки обучающихся.

Именно с повестью «Степь» связаны ранние литературные успехи Антона Павловича Чехова. Образ степи как пространства, открывающего свои просторы перед только вступающими в жизнь молодыми людьми, кажется универсальным и убедительным. Кроме того, степные пейзажи настолько органичны для русского человека, что невольно задумываешься о временном и вечном, преходящести и относительности всего сущего.

Мальчик Егор вместе с дядей и церковным священником преодолевает чреватый искушениями и опасностями трудный путь, чтобы поступить в гимназию. И вот ещё вчерашний ребёнок оказывается один на один с проблемами взросления, ответственности, самостоятельности и общей нравственности. Ему предстоит обрести мужество, окрепнуть и даже встать на защиту малознакомого человека. Так как моё обучение проходит вдали от родного дома, смятение и растерянность героя перед новыми обстоятельствами, ситуациями, людьми лично мне очень понятны. Но этот путь, так или иначе, знаком всем.

Наполненное звуками, действие начинается с динамичного степа и заканчивается яркой и символичной песней 2000-х «Нас не догонят». А голоса девушек в лаконично-телесной одежде и чёрных юбках, являя собой природное начало, резвых кобыл, речных обитателей, порывистость ветра, шуршание колосьев и общее движение окружающей среды, дополняют впечатление мотивами русской народной песни, которая надолго западает в душу.

Сцена представляет собой крестовый подиум, на котором то обедают, то моются, то прокладывают дорогу… Тема дороги станет ключевой и будет эволюционировать вместе со своими обитателями на глазах у зрителей. Сначала герои отправятся в путь на конях, позднее в новой компании парнишка поедет в кузове военной машины, а затем встретит самых нужных в России людей – асфальтоукладчиков и завершит путь в КАМАЗе с номерами «Неглинная 29″ (адрес театра «Школа современной пьесы»). КАМАЗ, кстати, благополучно разберут на запчасти очень радушные и несколько «гопноватые» жители «большого города».

Один из сильнейших контрастных эпизодов – столкновение с семьёй евреев, в лице искусного льстеца Моисея Моисеевича и его обиженного жизнью брата Соломона. Подхалим, который готов отдать «господам» последнее, и человек, который однажды всё потерял, а теперь вынужден сидеть на шее у своего родственника, яростно и беспомощно размышляя о том, насколько совсем иной могла бы быть его жизнь… Могла бы, да не стала. Это ещё одна возможность задуматься о путях-дорогах и их превратностях на примере конкретного бытового случая, перерастающего в притчевое иносказание.

И вот Егор остаётся один. Он прошёл огромный путь… Как известно, дорогу осилит идущий, но…никто не может знать наверняка, как поменяет его дорога и тем более – что случится дальше? Или знает…?

Конечная точка – дом Настасьи Петровны Тоскуновой, в который и отдан мальчик на житие – лично у меня вызвала отторжение. По сценическому подиуму прошли унылые модели, заключительной из них оказался полуголый молодой человек в портупее – так решён образ Кати, немногословной внучки Тоскуновой. Сама Настасья Петровна – женщина в блестящем серебряном платье с огненным длинным хвостом и оценивающим нового жильца взглядом – напомнила владелицу особенной квартиры, предоставляющей услуги определённого характера. Куда же попал юноша? Жизнь, зашедшая не туда, – часто возникающая у Чехова тема, но столь наглядное её воплощение показалось мне мало уместным и слишком приземлённо-бытовым.

___________________________________________________________________________

Автор: © Алина Грешникова

Премьера состоялась 14 ноября 2021г.

Режиссёр: Александр Цой

Концепция сценографии и костюмов: Александр Цой и Татьяна Родина

В основе спектакля эскизы студентов режиссерской мастерской ГИТИСа Иосифа Райхельгауза.

 

 

Метки:
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>