Информационное агентство
Home » Скена » Та, которую не ждут [Театр Советской Армии (ЦАТРА)]

Та, которую не ждут [Театр Советской Армии (ЦАТРА)]

03 Мар 2009

Романтическая история любви или притча о жизни и смерти. В театре Российской Армии премьера – спектакль по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны «Утренняя фея». Людмила Чурсина, исполнительница главной роли – роли Странницы, не выходила на сцену театра 5 лет, в силу своей занятости в других проектах.

Героиня Людмилы Чурсиной попадает в дом, где уже четыре года не слышно детского смеха, хотя в доме есть трое детей. В дом, где никто не танцует и не поёт, хотя танцы и песни в крови у испанцев. В этом доме никто не собирается у семейного очага и не делится своими радостями. Время остановилось для обитателей дома после того, как старшая из дочерей пропала. Её платок нашли жители деревни недалеко от глубокого омута. Местные легенды рассказывают, что глубоко-глубоко в омуте есть целая деревня со своей колокольней, и звон колоколов можно услышать в ночь на Иоанна Крестителя. Мать Анжелики не может смириться с тем, что тело Анжелики так и не нашли и что она не может похоронить свою дочь в земле. Она старается хранить память о своей дочери и не подпускает никого ни к комнате Анжелики, ни к её стулу за обеденным столом. На всё, что связано с её дочерью, наложено табу.

Поначалу все обитатели дома, кроме его хозяйки, радуются, что в доме появился человек, с которым можно пообщаться. Дети играют со Странницей, дед разговаривает. Но вскоре он понимает, что эта Странница неспроста зашла в их дом, и что на самом деле это не просто женщина, это смерть. Но смерть выглядит совсем не так, как её обычно представляют. Здесь это, прежде всего, женщина, обреченная на вечное одиночество. Странница очень красива: у неё золотые волосы и белая кожа, одежда её отнюдь не черна и в руках вместо косы – посох. Больше всего она ценит, когда её называют женщиной. Однако, Страннице не дано почувствовать, что такое любовь. Ведь даже смельчаки, скачущие ей навстречу на поле брани, бессильно опускают руки после первого же поцелуя. Лишь дети не боятся играть со смертью.

Чем дальше развивается действие спектакля, тем больше закручивается сюжет. Зачастую создаётся впечатление, что на сцене разыгрывается остросюжетный детектив. Самые захватывающие моменты подчёркиваются тревожной музыкой, которая очень точно передаёт атмосферу происходящего на сцене. Стоит отметить, что, кроме музыки, в спектакле звучат и испанские песни. На относительно небольшой сцене актерам удаётся даже танцевать, что ещё больше передаёт испанский дух пьесы.

Обстоятельства складываются таким образом, что в этот раз Странница уходит из дома одна, а овдовевший муж Анжелики возвращается с девушкой, спасённой им в реке. Вместе с появлением Аделы, в дом возвращается жизнь. Дети называют Аделу сестрой, дед внучкой и даже мать обретает в девушке потерянную дочь. Однако, уходя, Странница обещает вернуться на седьмую Луну и увести с собой девушку в цветах из этого дома.

Действие спектакля хранит в себе ещё много загадок, которые предстоит разгадать жителям дома в испанской деревушке. И тем красивее эта легенда о жизни и смерти. Притча о том, что смерть – это начало новой жизни.

Автор: © Павел Быков

 


 

Перед началом спектакля зрители, глядя на сцену, гадают: «кто эта девушка?» Перед кулисами большая картина, лица не видно, – только спина с ниспадающими темными кудрями. Догадок слышится множество, но скоро все встанет на свои места…

В Театре Российской Армии открытие предъюбилейного 79-го театрального сезона началось с премьеры спектакля «Та, которую не ждут» режиссера Александра Бурдонского по пьесе Алехандро Касоны «Утренняя фея».

Это не первое обращение Театра Армии к творчеству испанского драматурга. Двадцать лет подряд со сцены ЦАТРА не сходил спектакль по пьесе «Деревья умирают стоя» с Ниной Сазоновой и Владимиром Зельдиным в главных ролях. В этой же постановке главную роль исполняет народная артистка СССР Людмила Чурсина.

«Та, которую не ждут» – это спектакль притча. В доме, где четыре года назад поселилось горе, не звучит смех, не слышно теплых слов, и никто в доме уже давно не смотрит друг на друга с нежностью и любовью. Остались лишь какие-то огарки чувств и горечь воспоминаний об утрате. Безутешная мать весь дом подчинила своему горю, несмотря на то, что в семье еще трое детей. Отпрыски не могут ходить в школу, потому что дорога проходит через омут, где когда-то утонула их сестра. В семье все живут в страхе перед хозяйкой, которая, кажется, готова ненавидеть всех, кто не хочет скорбеть вместе с ней.

Однажды ночью в доме появляется Странница (неподражаемая Людмила Чурсина) – необыкновенно красивая и … загадочная. Вскоре становится ясно, что это Смерть греется у очага. Тему смерти режиссеры поднимали достаточно часто, ее представляли по-разному, но так человечно, пожалуй, впервые. Режиссер показал не смерть, а женщину, стремящуюся любить, дружить, общаться, но обреченную на одиночество в своем долгом пути. Да, на ней балахон с глубоким капюшоном, но он серый, а не черный; и не из грубого материала, а из летящей струящейся ткани – словно это фея. Для этого дома она, действительно, становится добрым вестником. С появлением Смерти дом наполняется жизнью, радостью и любовью. Смерть мудрее живых. Каждая ее реплика заставляет задуматься… и согласиться. Вот ее разговор со стариком: «Если вам так не нравится эта жизнь и вы все время на нее жалуетесь, тогда почему вы так боитесь ее потерять?…» – У старика не нашлось ответа на этот вопрос. Наверно не каждый и из нас сразу ответит. Или вот ее высказывание об отношениях с самыми маленькими и беззащитными: «Дети часто играют со мной, сами того не осознавая…».

Что касается музыки в спектакле, то она, словно незримый участник диалогов, усиливает напряжение, добавляя глубины.

Если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит, если дверь открыта, – в нее обязательно войдут. Дверь открывается с начала второго акта – эта глубокая пропасть за ней заставляет все время на нее смотреть, что бы ни говорили герои и как бы они ни были счастливы, – никто не знает, когда снова придет та, которую не ждут… Только забрав жизнь, она закрывает за собой дверь.

Помимо содержательных диалогов, спектакль наполнен практически детективными хитросплетениями, отчего возникает до боли знакомое желание поскорее узнать, чем же все закончится. Невольно возникает параллель с кино, так как если можно было бы чуть сжать действие, чтобы зритель вообще не мог перевести дух и расслабиться, тогда это точно походило бы на остросюжетный фильм с той лишь разницей, что все действия происходят на сцене с темными декорациями, на одном плане. Хотя, когда на сцене такие актеры, – этой существенной разницы уже не замечаешь.

Здесь нет однозначного хэппи-энда, хотя в конце все танцуют и поют. Каждый сделает свои выводы, наполненные той энергетикой, которую дает только тандем очень талантливого режиссера с не менее талантливыми актерами.

Автор: © Алина Мачкина

 


 

Испанская легенда в 2-х действиях (2ч45м)

Автор: Алехандро Касона
Режиссер-постановщик: Александр Бурдонский
В ролях: Л.Чурсина, Л.Татарова, О. Герасимова, Е.Сахарова, Л.Кукулян, В.Стремовский, К.Мичкова, И.Марченко, А.Захаров и др.

Премьера спектакля: 4 марта 2009 года

 


скачать

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>