Информационное агентство
Home » Скена » «Танцы с учителем» Театра Советской Армии.

«Танцы с учителем» Театра Советской Армии.

11 Фев 2013

Тонкие грани Зельдина

Десятого февраля 2013 года, заслуживший искреннюю любовь зрителей не одного поколения, актер Владимир Михайлович Зельдин отметил свой 98-день рождения.

Четвертый сезон Центральный академический театр Российской Армии представляет спектакль  «Танцы с учителем» (Юлий Гусман, Исаак Фридберг).

«Юбилеем» считается празднование круглой  даты. Кажется, у нас пока не существует специально распоряжения по поводу того, что считать юбилеем. Девяносто пять  – это, однозначно, большой юбилей, рядом с ним «98»-это не круглая дата, значит, шаблон «юбилей» к ней не подходит. Владимир Михайлович отличается тем, что шаблоны к нему не клеятся. Он растворяет грани между реальностью и нереальностью. Глядя на актера, понимаешь, что эти грани существуют, но они  очень тонкие.

Четвертый год великому актеру Неделину (главному герою спектакля «Танцы с учителем») бравый офицер дарит настольный танк внушительных размеров – в знак признательности за спектакль. По сценарию актеру поручено восстановить старый спектакль «Учитель танцев», где он исполнял  главную роль. Так вот, танков у Неделина собралось  уже четыре. Сколько подарочных танков нужно великому актеру-режиссеру?

Речь идет не о количестве будущих танков в «танковой дивизии» Неделина (Зельдина).  Вопрос заключается   следующем– поступающих к юбиляру  по одному в год, пусть их будет целый танковый  полк. Этот полк защитит нас от бескультурья  и от отсутствия встреч с любимым актером.

Никакие шаблоны не подходят к личности Владимира Михайловича и его творческой карьере. Никаких чудес и везений в его жизни не было. Родителей не стало в  ранней юности. Славная человеческая и  актерская судьба сложились без всякой внешней помощи. Об этом  и многом другом рассказал актер в своей книге. В кавалерийском манеже  юный Владимир Зельдин  занимался с   сыновьями Микояна и  Сталина. Он видел на сцене Марию Бабанову,  Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского, Майю Плисецкую. Много людей  могут похвастаться такими встречами? В двадцатилетнем возрасте, будучи студентом,  Зельдин впервые начал давать уроки танцев. Он мечтал о балете с детства, но отец хотел видеть сына музыкантом.

В январе 1946 года  состоялся дебют актера  в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют превзошел все ожидания.  С тех пор Владимир Михайлович блистал в спектакле вплоть до своего шестидесятилетия. В этой роли актер самостоятельно исполняет  испанские, неаполитанские характерные танцы.  После одного из спектаклей  в гримерку заходила Анна Андреевна Ахматова поблагодарить актера за работу. Ее похвала граничит с нереальностью, потому что удостаивались ее немногие современники.

Десятого февраля 2013-го, в свой праздник, спустя сорок шесть лет после последнего своего «Учителя танцев» Владимир Михайлович показывает нам несколько «па».

Грани времени стираются: это мы, зрители, вернулись в семьдесят пятый  год? Или Зельдин перенес к нам в 2013-ый атмосферу Лопе де Веговской комедии, сыгранной им тысячу раз, начиная с 1946 года.

Спектакль «Танцы с учителем» не показался мне гранью с нереальностью. Может быть потому, что почти все первое действие заслуженный актер (по сценарию ему поручено срежиссировать  старую пьесу) пытался уговорить современных актёров вернуться к постановке забытого спектакля « Учитель танцев». Невостребованные и востребованные в сериалах  актеры с недоверием и халатностью отнеслись к словам умного человека. Они мучительно долго пошлили и убивали время.

-Что же вы делаете?- хотелось крикнуть им.- Ведь перед вами сам Зельдин, то есть его герой- известный актер Неделин. Слишком много было  сказано ему (по сценарию) словесного мусора, проявлено неадекватного поведения, которые  характеризуют нашу безумную  сумбурную жизнь. Рядом, на фоне хаоса, стоял скромный человек и ждал, когда актеры придут в себя. На заднем плане на небольшом помосте в первом действии несколько раз танцевали артисты Большого Театра (постановщик  народный артист СССР Владимир Васильев). Прекрасного танца и великого артиста в первом действии не хватало.  Как будто чувствуя это, в одном из интервью Владимир Михайлович признался, что  Ю.С. Гусман подумывает об изменении сценария спектакля через два года. Может быть даже, о новом спектакле.

Актеры  в спектакле постепенно пришли в себя.  Спектакль под руководством Неделина возродился. Великому актеру и режиссеру Неделину удалось преодолеть общественную косность и бездушие. Помост оказался на переднем плане, сменив душную актерскую курилку. Кстати, одно  из значений  слова «помост» – «царское место». Под замечательную музыку Рубена Затикяна артисты исполнили финальный танец, наполненный любовью и нежностью.

Перед началом спектакля «Танцы с учителем» Владимир Михайлович  спел «Песню о Москве» Тихона Хренникова. Актер с гордостью заявил, что стал первым ее исполнителем. Поражает сила и тембр голоса актера. Они остались такими же как у пастуха Мусаиба Гатуева в фильме Григория Пырьева «Свинарка и пастух». В финальном монологе режиссер Неделин признался в любви к театру. Все присутствующие в зале тоже признались себе кое в чем. Лично я поняла, что созданные классиками герои возникают в мире не однажды, они повторяются в истории. Они появляются в разных поколениях, чтобы стать примером красоты, одухотворенности и вечной молодости. В лице Зельдина мне посчастливилось встретиться с таким «историческим повторением». Каждая встреча с Владимиром Михайловичем уносит зрителя на ту грань реальности, где господствует любовь, верность и правда. «Мечтать, пусть обманет мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен», – сказал  актер Зельдин, вернее, человек из Ламанча. Хотя грани между этими личностями для меня  постепенно стерлись. Владимир Михайлович Зельдин, не только прожил жизнь своих героев, он стал их реальным воплощением.

Год назад в передаче «Сто вопросов взрослому» дети попросили Владимира Михайловича показать язык. У детей  в передаче так принято – просить взрослого гостя напоследок  показать язык.  Владимир Михайлович на эту просьбу ответил с присущим ему достоинством, что язык-это «оружие слабых». Кстати,  скромное достоинство со смешливыми искрами в глазах, а не надменным высокомерием, это тоже визитная карточка актера. Как и все те тонкие грани, малую часть которых мы сегодня пытались перечислить. Я обязательно продолжим их перечислять. И еще –  сердечно поздравляю любимого актера с днем рождения, а себя с тем, что живу с ним в одно время и говорю на одном языке.

(с) Чековска Катя

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>