Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » Театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Театральный фестиваль «Мелиховская весна»

21 мая 2013

Один фестивальный день

(XIV Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» проходил с 11 по 18 мая 2013 года в Музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихово)

В четверг, 16-го мая, я побывала в сказке, оказавшись на фестивале “Мелиховская весна”. Место действия – усадьба, где жил когда-то великий Антон Павлович Чехов. Как удивительно было оказаться здесь, особенно весной, когда такая прекрасная погода! Природа, удивительно красивые места, старинные постройки, загон с лошадьми и маленьким жеребёнком и… комары (но что же поделать с природой-матушкой?). Но самое приятное – мне удалось посмотреть два спектакля из фестивальной программы, да ещё и на разных языках!

Первый спектакль «Дама с собачкой» длился всего 45 минут. Несмотря на то, что он шёл на украинском, всё оказалось понятно даже неискушенному зрителю – достаточно было внимательно следить за жестами и мимикой актеров. Никогда ещё я не видела спектакль вне сцены, чтобы актёры играли просто в доме, оказываясь наравне со зрителями, словно «включенными» в контекст окружающей природы, чтобы все «дышали одним воздухом». Мне кажется, это самый лучший способ вовлечь зрителя в атмосферу, в которой находятся актёры, позволяющий наиболее полно разделить переживания персонажей.

Второй спектакль “Дядя Ваня” был очень эмоционально сыгран актёрами эстонского театра “Theatrum”. Что особенно поразило меня в этой постановке режиссера Ламбит Петерсона – это щемящая искренность исполнителей. Редкий спектакль сегодня обходится без определенной доли актерского лукавства или «красования», но здесь все было прекрасно выдержано в полном соответствии с жизненными реалиями. Очень интересным и по-своему трогательным оказался образ самого Дяди Вани, созданный Хельвином Кальюла  – он был, казалось бы, и взрослым, но в то же время совсем ребенком. Его обида, ненависть, любовь, разочарование были немного преувеличены, как бывают у маленьких, детей, непосредственных по всей своей природе, и незащищённых. А образ Михаила Львовича (Андри Лууп) был решен в большей степени комично, и это было очень кстати! Но больше всего мне запомнилась Эстер Паюсоо, сыгравшая нянечку! Её роль, вроде бы, эпизодическая, но зрители ждали каждого её выхода! В целом, спектакль захватил меня всецело и смотрелся на одном дыхании!

Любопытный эффект дали и субтитры, предложенные в помощь зрителям (спасибо организаторам!). Стильно и органично войдя в сценическое пространство, они были и важной подмогой тем, кто не очень хорошо знаком с пьесой. Впрочем, как я уже отметила, актёры играли настолько блестяще, что хотелось смотреть только на них!

Этот фестивальный день стал для меня настоящим праздником!

(с) Любовь Смирнова

***

В четверг, 16 мая, я оказалась в одном невероятном месте — в  Мелихово. Этот потрясающей красоты музей-заповедник – настоящий памятник русской культуры! Здесь жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. На территории музея уютно расположились конная секция, усадьбы, флигель («зона творчества»), знаменитый на весь мир вишнёвый сад и пруд, заглянув в который, на мгновение можешь ощутить, что ты действительно находишься в «чеховском времени».  А ещё Мелихово – это множество аллей, поражающих не только своим видом, но и  названием (например, «аллея любви»).

Тридцать один год назад на веранде дома Чехова была впервые сыграна  «Чайка» (по одной из версий, именно здесь и написана пьеса). Сегодня  сохраненная традиция – играть спектакли под открытым небом, как и было  при жизни Чехова – «переросла» в ежегодный   Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». «Цзынь!»» – Это звонит чеховский колокол; «цзынь!», -  и спектакль начинается! В «естественных декорациях» усадьбы «оживают» как произведения самого драматурга, так и посвященные ему. Участники – лучшие театры не только со всей России, но и со всего мира. Спектакли отличаются разнообразием жанров и прочтений: от классики до авангарда, от драматических постановок до пластических.

Мне посчастливилось попасть на два спектакля, представленных в этом году в рамках фестиваля. Это «Дама с собачкой» режиссера А. Бабенко (Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузір’я», Украина) и «Дядя Ваня» режиссёра Лембит Петерсона (Театр «THEATRUM», Таллинн, Эстония).

Обе постановки показались мне очень интересными.

В «Даме с собачкой» буквально заворожила сценография! Спектакль проходил непосредственно в самом доме, а вход на сцену  был с улицы. За счет  того, что на сцене образовалось большое количеством окон, помещение казалась невероятно легким и воздушным. Попав сюда, сразу словно ощущаешь «то» время  - такое же лёгкое, невесомое и хрупкое, как и пространство сцены. К моему удивлению, несмотря на то, что спектакль шел на украинском языке, всё было понятно, причем в мельчайших подробностях. Более того, условный языковой барьер даже добавлял юмора и «сюра» в эту пьесу  («ходила туды-сюды, туды-сюды, туды-сюды»).

Второй же спектакль – «Дядя Ваня» – привел меня в абсолютный восторг! Актеры были просто потрясающи! Они ничего не играли, ничего не показывали, они просто ЖИЛИ этим моментом, они были «здесь и сейчас» (да здравствует Константин Сергеевич!). Создавалось полное ощущение, что всё происходит на самом деле, и каждый зритель здесь не сторонний наблюдатель, а полноценный участник событий. Ещё меня поразило, что, когда актеры вышли на поклон и стали просто «тонуть» в овациях и цветах, они не изменились, а остались «своими героями»… или, возможно, и до этого они просто были собой? Нашли в себе то, что их «задевает» в персонаже, просто «укрупнив» характер, добавив оттенков, красок и нюансов…?  Хочется сказать «Браво»! Александр Ээлма (Серебряков), Мария Петерсон (Елена Андреевна), Андри Лууп (Астров), Эстер Паюсоо (нянька) были прекрасно органичны и естественно легки, узнаваемы и реальны!

Хочу также отметить, что немаловажную «дополнительную» жизнь спектаклю, хрупкую атмосферу его трепетной подлинности сообщали и режиссерские решения с точным использованием субтитров на стене, которые словно становились частью мироощущения героев. А чего стоили перестановки, во время которых действие не прерывалось, и за ним, за каждой деталью, за каждой, вроде бы, необязательной, но важной мелочью, бесконечно хотелось наблюдать, не отрываясь ни на секунду!

Мелихово и фестиваль произвели на меня очень сильное впечатление, и я с удовольствием приезжала бы сюда снова и снова! За впечатлениями и за этой удивительной творческой, «красивой» и очень «чеховской» атмосферой!

Анастасия Иншакова


 

Метки: ,
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>