Информационное агентство
Home » Синема » Артист /The Artist/

Артист /The Artist/

25 Фев 2012

То, что зритель 20-30-х годов XX века воспринимал как великое новшество, в XXI веке смотрится как ностальгия, как то, чего уже никогда не будет, что уже почти забыто. И именно обращение современного поколения авторов к старому, давно отошедшему в прошлое материалу, и является привлекательной позицией в кинематографе, развитие которого идет по спирали.

Еще Эйзенштейн говорил, что с приходом звука в кинематограф, уничтожилась культура монтажа. Перестали быть доминирующими внешние формы выразительности. Ушла с экрана та театральность, где актерам действительно приходилось играть, и где одним взглядом было возможно описать столько эмоций, сколько не позволит озвучить ни один голос.

Кино с наступлением эры звука действительно потеряло нечто очень любопытное, но «ни одна дверь не закрывается так, чтобы перед этим не открылась другая». В каждом поколении, в каждом времени есть что-то свое особенное, индивидуальное, интересное. Но ностальгии никто не отменял. И именно это утверждение можно увидеть в картине Мишеля Хазанавичуса.

Голливуд 1927 года. Звезда немого кино Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) блистает в очередной картине. Огромные толпы поклонниц рукоплещут ему и требуют автографа. Джордж купается в «немой» славе. И в это самое время встречает пока еще безызвестную Пеппи Миллер (Беренис Бежо). Пеппи молода, хороша собой и не чурается нововведений. Именно поэтому, когда Валентайн категорически отказывается принимать звук в кино, Миллер из статистки превращается в полноценную актрису, потому что именно она первая заговорила на экране. Джорджу же достался совсем иной удел…

Этот черно-белый и почти что немой фильм по стилю и реализации мало сравним с какой-либо современной картиной. Разве что с фильмами Вуди Аллена, и то больше по общему для них лирическому настроению. Хазанавичус смог сделать то, что раньше не удавалось практически никому – снять в современном кинематографе чистую, абсолютную ностальгию по тому времени, когда «неиспорченный» звуком и масштабными спецэффектами зритель ходил в кино только ради самого кино.

Почему произошла такая магия на экране можно только гадать. Действительно ли Хазанавичус талантливый режиссер, или же его длительное и плодотворное сотрудничество с актером Жаном Дюжарденом («Агент 117: миссия в Рио», «Право на лево») дало такие результаты и привело к тому, что «Артист», если и не является шедевром мирового кинематографа, то уж точно входит в разряд качественного и обаятельного кино. Или же очаровательная Беренис Бежо так хороша в своей беззвучной роли, что напоминает зрителю о временах Веры Холодной и всех тех великих актрисах, которые и без голоса и звука могли на одной своей игре вытянуть весь фильм. А может изголодавшемуся по языку тела и мимики зрителю просто пришлось по вкусу нечто необычное, непривычное – зрелище, которое в какие-то моменты погружает зал в полную тишину.

Единственное, что можно заметить без каких-либо оговорок – это то, что задумка «Артиста» выбивается из разряда того, к чему привык кинематограф за те долгие годы, пока в нем присутствовал цвет и звук. Если раньше, как во времена Джорджа Валентайна, немое кино было устаревшим продуктом, которым зрители были сыты по горло, то сейчас такое же отношение можно применить на звуковое, сдобренное спецэффектами кино. И в сложившийся ситуации беззвучная, да еще и черно-белая картина смотрится настолько новаторски и оригинально, что уже и не вспоминаешь, что именно с этого и начинался кинематограф.

Кроме того стоит заметить, что «Артист», являясь по факту европейским фильмом, тем не менее номинирован на «Оскар» по десяти позициям. Неплохое достижение для черно-белого, «старого» кинематографа, дни славы которого, казалось бы, сочтены так давно, что об этом можно уже и не вспоминать.

«Артист» без сомнения оставит свой довольно заметный след в мировом кинематографе, тем более что сама суть этой картины отсылает зрителя к истокам кино, которые, облаченные в грамотный экскурс, будут любопытны с точки зрения органичного соединения прошлого и будущего: бойкого начала такого рода искусства как кино и его аккуратного и почти что робкого стремления все «хорошо забытое старое» обратить в непререкаемо новое.


Автор: © Катерина Норвилло

 

Производство: Франция, Бельгия, 2011
Жанр: мелодрама, комедия
Продолжительность: 96 мин.
Режиссер: Мишель Хазанавичус
Сценарий: Мишель Хазанавичус
Оператор: Гийом Шиффман

В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джеймс Кромуэлл, Джон Гудмен, Пенелопа Энн Миллер

Премьера (мир): 15 мая 2011
Премьера (РФ): 14 февраля 2012

 

Для этой записи нет меток.
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>