Тричайки, тричайки, тричайки…
(на мотив арии Томского из оперы «Пиковая дама» Чайковского)
Что может сподвигнуть театрального деятеля, видевшего Чехова столько раз, сколько обычный зритель и в театр-то не ходит за всю сознательную жизнь, в холодный зимний вечер пойти на очередную «Чайку» на ночь глядя? Нет. Не угадали. Сразу три «Чайки». Трех режиссеров. Каждому выдали по два акта на разгуляться. И все это разбили длинными антрактами, в которых ты можешь поздороваться и поболтать с такими же сумасшедшими. Ну или посмотреть на сумасшедших зрителей: остальные с полуночи до шести утра все-таки по театрам не шастают. А если серьезно, то торкнуло меня утром. Не жалею. Но рекомендую выспаться накануне.
Кроме очередности и объема по два акта, так чтобы в сумме получилась вся пьеса Чехова, режиссерам предложили не только поставить, но и сыграть друг у друга в постановках. Конечно, Треплева. Ну а Тригорина у всех играет четвертый режиссер, Филипп Григорьян.
«Чайка номер раз» режиссера Юрия Муравицкого была подиумной. Вторая, режиссера Юрия Квиатковского импровизационной и эстетско-музыкальной (мое место было рядом с музыкантами — их надо было выносить на подиум, или на экран, так это отдельно любопытно). А третья, режиссера Кирилла Вытоптова, как бы так одним словом? Барной?
Ну и мой личный мини-рейтинг выстроился так: лучший Треплев — Квиатковский в Чайке-1. В Чайке-2 лучшие, не так важно «кто»: актрисы Ирина Гринева и Елена Морозова. В Чайке-3 сложно было оторваться от Фила Григорьяна, как бы Тригорина. И за стильность первой и яркость/необузданность третьей отдельное браво художнику Нане Абдрашитовой.
Мое же сердце-не-зрителя больше всего радовалось подиуму, конечно. Почему? Представьте, что вы знаете какую-то пьесу наизусть практически, видели классических три, пост-модернистских пять, Богомолова две, Бутусова раз надцать одну и ту же. Чего вам хочется после этого? Правильно. Коротко чтобы и ясно. И ново. Наложите на это любовь к моде всегда и везде, спокойную темноту зала, моделей, которые красиво двигаются «все в черном», и минимизированные реплики героев, при всем при том, все же дающие представление об основных сюжетных моментах. Здесь был и юмор в выборе реплик, и ирония в игре актеров.
Ночной показ работает ли как-то иначе. Возможно. Местами было по-ночному весело. Как раз перед третьей «барной» частью мы, на время длинного антракта пошли в Noor-бар и протанцевали там полчаса, что позволило продержаться до шести утра. Ну а дождавшиеся третьей части, думаю были вознаграждены: увидев весь этот собравшийся за баром «зверинец» персонажей от Ленина, Элвиса, Эйнштейна до Мерилин Монро, понимаешь, что восседающему за ноутбуком над всем этим Треплеву-Муравицкому, ничего не останется в итоге, как застрелиться. Но и тут вас ждут сюрпризы от режиссера Вытоптова. Выстрела не будет, хотя труп, да.
© …не спала Анастасия Вильчи
(массу фотографий, можно посмотреть тут — >