Информационное агентство
Home » Скена » Уроки из провинции

Уроки из провинции

17 Фев 2018

Страшно современная история девушки Таньки, возомнившей себя Золотой рыбкой

Есть в центре столицы множество маленьких подворотен, с арочными входами или дворами-колодцами, похожими на Питер. В одном из таких двориков, в самом центре снежной Москвы, в филиале театра имени Пушкина, состоялась премьера, от которой тоже веяло Питером: и дело не столько в выбранном драматургическом материале Андрея Иванова, сколько скорее в режиссере Семене Серзине, который закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, мастерскую Фильштинского. Биография Семена вам также сообщит, что он главный актер и режиссер Питерского «Этюд-театра», а со сцены, необычно вытянутой в пространстве и ограниченной с одной стороны обычной школьной доской, а с другой стороны экраном, будет все равно атмосферно не по-московски говорить с вами с близкого расстояния команда режиссера. Кто смотрел в музее Эрарты спектакль Волкострелова «Поле», возможно, испытает те же ассоциации, но оставим уже их, сугубо личные, и поговорим о премьере.

Малая сцена не всегда создает атмосферу доверия и близости, здесь же актеры сидят прямо среди зрителей, и ты до самого финала можешь не угадать в них специально присутствующих. Напротив меня симпатичная девушка ярко одетая вязала со время спектакля, но так как это для Москвы явление не удивительное, то надолго она моим вниманием не завладела, оказавшись все-таки актрисой, которая играла маму главной героини. Современная пьеса Иванова про Таньку с училища, которых в небольшом провинциальном городке не так много, и ее легко отыскать, особенно, если тебе очень надо, и ты вернулся с зоны, где отсидел за эту самую Таньку. В училище между тем Танька каким-то не ясным чутьем выбрала себе в «принцы» молодого педагога, которому сначала звонит, набравшись смелости, и называя по имени-отчеству зовет в театр, а после, с развитием сюжета, уже угрожает: бросишь меня – сдам в полицию за убийство. Крутой замес современного сюжета, с отталкивающими героями, но очень реалистично написанными и сыгранными, начиная от жаргона, на котором говорит современная молодежь и часть которого нужно переводить с ихнего на русский, матерными словечками и действительно убийствами, которые будут происходить не только в прошлом героев, но и в трагическом настоящем.

Здесь мало прямых ассоциаций с классической литературой, хоть сюжет любовного треугольника и описан сто тысяч раз, но никаких светлых чувств Ромео или Джульетты, трагедий уровня Достоевского, или семейных драм Толстого здесь нет. Здесь все ближе к нам, правдивее и страшней. Шекспиру такого и не снилось, возможно. Размытое практически до основания чувство прекрасного, да что там прекрасного (девочка Таня в первый раз пришла в театр с учителем), просто нормального и нормальных человеческих отношений здесь нет. Размышляя о природе такого общения, почти животного, можно попытаться героиню и оправдать, но если вы не выросли в таких условиях, не жили в похожем окружении, это будет сложно. Похоронившая мать, живущая с алкоголиком почти лежачим отцом, кроме насилия ничего в жизни не видевшая и душившая в детстве котов Танька, свои отношения с бывшим парнем Костиком строила на нерушимой своей девственности, размахивая ей, как трофеем, и в общем, добилась если не любви, то страсти, из-за которой Костик убивает соперника из-за ревности, хоть и «не было ничего», как утверждала Танька. А Костик между тем сел, отсидел и вышел, собираясь по своим понятиям на ней жениться.

Мечтая, как все девчонки о ком-то на белом коне, Танька, увидев какие-то черты загаданного принца в ПТУ-шном учителе Сергее Романовиче (есть в спектакле метафора не принц, но Золотая рыбка среди Обычных килек на рынке), цепляется в него мертвой хваткой, принося в жертву своей любви, почти звериной и дикой, и девственность, пуская в ход любые средства, вплоть до шантажа, чтобы «был бы милый рядом». Сергей, который по роду профессии Романович, тоже не на белом коне оказался, и, слегка лишь поупиравшись, на спор за макбук, и видео их секса снимает, и вернувшегося бывшего Таньки на новое убийство подначивает. Светлых пятен, как вы поняли в этой темной пьесе не найти. Танька, которая в начале знакомства, когда надо произвести впечатление, врала, что работает в книжном, торгует в палатке рыбой на рынке, и окружение Танькино-девичье ей завидует: какого парня отхватила – препод! Но с самого начала, как-то очень явно и ясно, что не смотря на современность сюжета, все эти вконтакте и фейсбуки героев, понятные разговоры, споры и беспросветную бытовуху, режиссером частично перенесенную на экран (отдельно сняты и смонтированы ролики про Танину рыбную работу, жилье-бытье с отцом и др), очень ясно, что ничем хорошим вот это вот все кончится не может. Никакого там «моря, солнца», как поют в фильме «Аритмия» в финале не предвидится, никакой надежды, никаких лучей света в темном царстве.

Весь спектакль идет в довольно темных тонах, на узком вытянутом пространстве, и минималистичность и условность декораций – один из приемов современных молодых режиссеров, не удивляет, – парта, пара стульев и школьная доска, микрофоны, выдвинутые в нужный момент на стойках вперед, и простые бутылки с водой, – это весь интерьер и реквизит. Но в отличие от снятых роликов, где герои в реалистичных костюмах, на сцене какой-то отрешенный и приукрашенный минимализм: Танька, Таисия Вилкова, весь спектакль в дизайнерском черном платье, Сергей и Костик в простых, но элегантных костюмах, по которым нельзя судить об их статусе или доходах. Абстрагируясь таким образом от реальности, разделив жизнь и сцену, и разбив все повествование на уроки, которые герои будут записывать с заголовками на доске мелом, мы получаем в итоге несколько уроков обычной реальной жестокой жизни. А уж кто и что извлечет из увиденной трагедии, это дело каждого конкретного зрителя. Кто-то запомнит Софокла, кто-то стишок на Танькиной могиле, кто-то производную от матерщины, а кому-то увиденное покажется недопустимым, другому- мелодрамой. Кто-то просто просклоняет название, и пожав плечами: «Даааа, редкостная эта Танька сучилища!», – пойдет в снег. А кто-то заплачет. За тем и нужен такой разный, такой современный, мне показалось совсем не московский театр.)

Погружалась в реалии © Анастасия Вильчи
(Фото с сайта театра)

 

Автор: Андрей Иванов
Режиссер: Семен Серзин
Костюмы: София Матвеева
Видео: Дарья Шумакова

Действующие лица и исполнители:

Танька: Таисия Вилкова
Сережа: Назар Сафонов
Костя: Николай Кисличенко
Егор: Сергей Миллер и др
Ближайшие спектакли 19, 20 февраля

Телеграм/Telegram

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>