Информационное агентство
Home » Скена » «Ваал» [Центр драматургии и режиссуры]

«Ваал» [Центр драматургии и режиссуры]

28 Янв 2009

У меня складывается такое впечатление, что современная драматургия не может обойтись без обнажения человеческой сущности, только здесь я, к сожалению, имею в виду не духовную сторону жизни, а примитивную физиологию. Люди идут в театр, чтобы посмотреть, как любимый актер обнажает грудь, ягодицы, стремительно пробегает по сцене голым…

В аннотации я прочла «история молодого поэта Ваала очень близка современному человеку. …..ничто не приносит удовольствия и радости…» «Ну вот, – подумала я, – это очередной философский трактат о том, как тяжело высокодуховному, культурному индивидууму жить в современном мире низменных удовольствий, насилия и бездуховности».

И что же я вижу? В первые же минуты действа этот «поэт» оскорбляет людей, которые пригласили его в свой дом, угощают, предлагают издать его книгу. Возможно, он считает их недалекими, возможно также, ему противно лицемерить и унижаться ради выгоды. Тогда зачем же он пришел? Нахамить им, эпатировать присутствующих?

«Хорошо, – опять же думаю я, – дальше нам покажут, что он выше всех их, выше бизнеса, денег, удовольствий». И что же дальше – события стремительно следуют одно за другим. Он лишает невинности девушку приятеля (не преминув показать зрителям гениталии), которая тут же утопилась. Далее к нему приходят еще две девицы, все они начинают раздеваться и изображать оральный секс. В следующей сцене он затаскивает домой еще одну девушку, которую потом будто бы полюбил, но когда она забеременела, сказал – закопай ребенка и иди прочь.

Он бросает работу, наплевательски относится к матери, и когда она умирает, просто смотрит. Он убивает лучшего друга ножом и умирает, как собака, на помойке, в спущенных старых трениках, шлепанцах и вязаной шапочке среди мусора и отходов.

Что это – наглядная демонстрация того, как ты сдохнешь, если будешь вести себя подобным образом? Или ныне так видятся людям поэты, художники и вообще люди искусства? Если да, то это обидно. Ведь этот человек – всего лишь моральный урод, лишенный привязанностей, морали, принципов. Кстати, эта роль вполне удалась актеру Донатасу Грудовичу.

А по поводу аудитории, то я рекомендовала бы мамам девочек средних и старших классов сводить на него своих дочерей – вот он, Homo erectus, – человек прямоходящий – во всей красе. А мораль – обходите, девочки, подобных уродов за версту!!!

Автор: © Наталия Антонюк

 


И подошел Илия ко всему народу и сказал:
долго ли вам хромать на оба колена?
Если Господь есть Бог, то последуйте Ему;
а если Ваал, то ему последуйте.
Третья книга Царств

Человек, влюбленный в собственную свободу не меньше, чем в окружающий мир, – хорошая основа для талантливого поэта. Именно таким и предстает перед нами Ваал. Откровенно циничный, он противопоставляет себя обществу – скучному, обыденному, забывающему поднимать голову, чтобы посмотреть на небо. Бунтарь и развратник, Ваал «пачками портит юных девушек», ни на секунду не задумываясь об их дальнейшей судьбе. Он способен подчинять своей воле мужчин и женщин. Но в стремлении оставаться чистым и свободным, наш неуемный талант избавляется от всего, что может стать для него обузой. Вот она – легкость, к которой стремится сегодняшний мир, ведомый обаянием порока.

Так в чем же привлекательность Ваала, неужели только в его пороках? Нет, конечно. Может быть, талант? Снова нет. На протяжении всего спектакля герой Донатаса Грудовича не так уж часто балует нас своими произведениями. Почему София, носящая под грудью ребенка Ваала, не перестает любить его отца, даже когда тот гонит её от себя в дождь и безразлично советует закопать этого ребенка, когда он появится на свет? Почему Экарт настолько предан своему другу и готов прощать бесконечное надругание над теми, кто дорог ему самому? Да ведь Ваал просто ребенок! Его любят те, кто за «толстокожестью» смог разглядеть детский блеск в черных глазах. Ведь на ребенка нельзя обижаться – он просто ни за что не отвечает.

Именно поэтому Ваал так живо напоминает сегодняшних подростков, людей, которые ещё не возложили на себя обязанности. Людей, на которых общество ещё не успело отточить свои правила и запреты. Людей, перед которыми открыты все ворота; которые познают жизнь изнутри, соприкасаясь с ней и вкушая её плоды. Но это начало, а что дальше? Обычно люди взрослеют, теряются в обществе или, как это принято говорить, находят в нем свое место. Но Ваал выбрал другой путь. Он остается ребенком до последних мгновений своей жизни.

Спектакль начинается ещё до того, как зрители успели занять свои места. И с первых минут спектакля на сцене начинает копиться мусор. С каждой мизансценой мусора становится все больше и больше, и под конец мусорный ветер заметает практически все свободное пространство. Среди черных пакетов, выпотрошенных и вывернутых наизнанку, лежат бездыханные тела матери Ваала и его единственного друга Экарта. Весь внутренний мир, оставшийся в результате многих лет избавления от обуз – пустота, обильно приправленная содержимым черных пакетов.

Какой путь выбрать, как распорядиться собственной свободой – решать зрителю.

Автор: © Павел Быков

 


 

«Пособие для бессердечных…»

Некоторые самые смелые постановки не редко в своей скандальности отражают самую суть действительности. В центре имени Высоцкого была сыграна именно такая пьеса – «Ваал». Те, кто смогут досмотреть ее до конца, уже не будут так же раскатисто смеяться, как в начале. Кстати сказать, об этом их предупреждали со сцены и неоднократно.

Скандальность, на первый взгляд, лишь в манере игры актеров, но это слишком поверхностно, слишком просто для этой постановки. На сколько сильно может развратить город со своей жизнью? Насколько глубоко он может поселить в сердцах своих жителей ненависть ко всем окружающим его людям? Настолько циничными становятся люди, желающие окружить себя роскошью. Настолько оторванными от реальности выглядят те, кто еще надеются увидеть в «бунтаре-Ваале» величественный образ спасителя, который приведет их к свету… Но это окажется их самым большим разочарованием и повлечет за собой вереницу растоптанных чувств, разбитых жизней и смертей.

Человек-Ваал – это то существо, которому безразлично все, кроме, разве что его любимого фиолетового неба. И не случайно оно именно фиолетовое – ведь значение этого цвета – аристократизм, величественность, романтика и духовность. Так, наверху оно великолепно, а здесь, на дне всего сущего, можно быть только самым отвратительным создание на земле. В этом небе все то, чего так не хватает, чем так восторгается наш герой, превознося его выше всего, и то, что так, в сущности, не нужно Ваалу. Он им восхищается, но не собирается сравниться с ним.

Потрясающая актерская игра Грудовича создает нам образ пресытившегося жизнью человека. Абсолютный бездельник, не умеющий и не желающий ценить всего того, что делают для него окружающие. Пошловатые стихи, которые он пишет, служат лишь еще одним способом доказать всему миру, что Ваалу-то на этот мир плевать, а остальные люди – это то, с чем приходится мириться. Они его раздражают и вызывают отвращение.

Да и окружающая среда не очень-то уж и светла. Девушки, ищущие выход в прекрасное будущее в глазах «поэта», готовые на любые сексуальные подвиги ради побега из такой обычной и скучной жизни. Их наивность заставляет удивляться и пару раз даже понять равнодушное отношение к ним Ваала, воскликнув: «Вот же дура!»

Но главный вопрос все же остается. На него нет ответа, как не было его и для этих девушек. Разве что только мать понимает, как сильно ее сыну безразличны все те, кто его окружают, но и она искренне тянется к нему, хоть и не избежала роли игрушки в его руках…Что-то, действительно, притягивает к этому человеку людей? Он откровенно и без стеснений говорит людям правду, не скрывает того, что думает. Может быть, они до последнего момента надеются, что Ваал, в конечном счете, раскается? Зря! Все его искреннее раскаяние – лишь в его фиолетовом небе.

Автор: © Belka

 


 

Продолжительность: 2 часа (без антракта)
Драматургия: Б.Брехт
Художник-постановщик: К.Перетрухина
Художник по костюмам: А.Лобанов
Режиссер: Г.Жено Роли исполняют: Донатас Грудович, Валентин Терехов, Нина Ракова, Дмитрий Уросов и др.

Премьера состоялась 12 ноября 2007 г.

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>