Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Вдова Клико». Лучше на столе, чем в зале.

«Вдова Клико». Лучше на столе, чем в зале.

15 Июл 2024

18 июля в прокат выходит байопик с эффектным потенциалом – «Мадам Клико». Какой захватывающий материал и насколько богатая история, казалось бы!? Но – нет. Возможно, истории о французах стоит доверять все-таки французам…? Любопытно, что атмосфера фильма порождает яркие ассоциации с перипетиями в духе Диккенса или Остен. Одним из продюсеров «Мадам» выступил Джо Райт, и его эскизно-мелодраматический почерк ох как узнаваем («Искупление», «Гордость и предубеждение»). При этом постер фильма с обаятельной улыбкой на фоне светлого пейзажа настраивает совсем на другой тон.

Картина производства США воплотила две тенденции мейнстрима: противостояние обществу (хрупкая женщина вопреки всему миру строит собственную империю) и история любви (все поступки героини мотивированы данью памяти преждевременно почившему супругу). И это бы тоже не беда, но! Обозначенные линии находятся в постоянной конкуренции, при этом ни одна из них не становится полноценной или хотя бы законченной.

Антитеза мужское-женское довольна шаблонна. Да и чего уж скрывать: от начала до конца картины героиня не сильно изменилась (да простят меня поклонники Хейли Беннетт!). И не заподозришь в ней особых волевых качеств, внутреннего огня (вообще хоть какого-то темперамента и характера). Понурые плечи, бесконечная усталость, маловыразительная мимика перманентного страдания и мучения, опущенные уголки губ и… как сегодня принято говорить, отсутствие энергетики. И навязчивой аллегорией проводится мысль о том, что «лоза должна страдать» – ведь только страдание проявляет суть.

Надо отметить, что ряд реплик мадам Клико весьма любопытен – например, в одной из заключительных довольно условных сцен судебного заседания Барба-Николь говорит, что её правда может быть непонятной для мужчин: «Послушав вас, я рада, что я женщина, даже если я потеряю права мужчин». Но и из этого, увы, ничего не следует.

Действие фильма развивается инертно. Неторопливо и тоскливо, как песни поникшим лозам и беспросветный труд и прозябание. Съемки велись в провинции Шампань —   в антураже реальных виноградников дома Клико и в старинных усадьбах 17 века.  Героине приходится нелегко – это видно во всем. Унылая картинка экрана будет преследовать зрителя до самого конца: и в любовных сценах воспоминаний, которые очень далеки от идиллических, и в долгожданном, вроде бы, триумфе, которого в фильме так и не случилось. Под стать картинке и музыкальное оформление: драматическое, напряженное, исполненное где патетики, где легкой нервозности. И отсутствие финального яркого красочного аккорда.

Операторская же работа при этом колоритна и изысканна: световые всполохи от бархатисто-томных и беззащитных до глянцево-обжигающих и даже вульгарных схвачены Каролин Шампетье (да, оператор этого фильма – женщина)  очень удачно. От экрана же постоянно веет сумраком и прохладой, которые необходимо преодолевать заодно и зрителю, прорываясь сквозь тоску. Кстати, в чем именно заслуга и новаторство Клико в фильме как-то сказано вскользь – неискушенный и неподготовленный зритель может и не уразуметь сразу.

Любовная линия и вовсе вызывает недоумение. Особенно сцены, снятые крупными планами. В глазах супруга нездоровый одержимый блеск. В жестах Барбы-Николь – откуда-то порывистая неистовость (кстати, в сценах с другими мужчинами и в чужих спальнях её даже, пожалуй, больше, поэтому говорить о принесённой жертве памяти, чести и долга тоже как-то сомнительно). Но ни чувственности, ни нежности, ни хотя бы романтической увлеченности не прослеживается. И да, исторически брак был заключен не по любви, но… она же случилась. Впрочем, отклонений от документально-исторического материала в картине много, даже учитывая, что в основу сценария легла книга Тилар Маццео… А необходимость этих отклонений совершенно неочевидна. Сюжетно же зрителя постоянно нарочито забрасывают флэш-бэками, на некоторые из которых смотреть откровенно неприятно… А другие выглядят весьма стереотипно и скучно.

_________________________________________________________________________________

Автор: © Яна Фельвитская

Производство: США, 2023

Продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Сценарий: Эрин Дигнам, Кристофер Монгер, Tilar J. Mazzeo

Режиссер: Томас К.Нэппер

В ролях: Хейли Беннетт, Том Стёрридж, Лео Сутер, Наташа О’Кифф и др.

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>